
© Волкова И. И., Довлатова А., Скворцова Н., 2022

Volkova I. I., Dovlatova A., Skvortsova N.

ТО THE HISTORY OF THE GEORGIAN TV COMPANY 
«RUSTAVI 2»: FIRST STAGE (1994–2003)

УДК 070

К ИСТОРИИ ГРУЗИНСКОЙ ТЕЛЕКОМПАНИИ «РУСТАВИ 2»:  
ПЕРВЫЙ ЭТАП (1994–2003 ГГ.)

И. И. Волкова
Российский университет дружбы народов

А. Довлатова
Российский университет дружбы народов, 

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

Н. Скворцова
Российский университет дружбы народов, 

Грузино-Российский общественный центр им. Е. М. Примакова

Поступила в редакцию 28 сентября 2022 г.

Аннотация: в статье представлены первые результаты межвузовского исследования телевизион-
ного рынка постсоветской Грузии. Рассмотрены и проанализированы особенности развития теле-
компании «Рустави 2»: от момента ее создания до начала президентства Михаила Саакашвили. 
На основе эмпирических материалов, полученных в ходе экспертных интервью, внутренних докумен-
тов компании, мониторинга открытых медиаисточников воссоздана история первого частного 
телеканала Грузии, сыгравшего решающую роль в изменениях политического курса страны в ноябре 
2003 г. Авторами, среди которых двое — носители грузинского языка, введены в русскоязычное ме-
диапространство новые фактические материалы, дополняющие теоретические представления 
об эффективности и результативности традиционных СМИ.
Ключевые слова: Грузия, грузинское телевидение, «Рустави 2», периодизация, коммерческое вещание.

Abstract: the article presents the first results of an interuniversity study of the television market in post-Soviet 
Georgia. The features of the development of the television company Rustavi 2 are considered and analyzed: 
from the moment of its creation to the beginning of the presidency of Mikheil Saakashvili. On the basis of 
empirical materials obtained in the course of expert interviews, internal documents of the company, monitoring 
of open media sources, the history of the first private television channel in Georgia, which played a decisive 
role in the changes in the political course of the country in November 2003, is recreated. The authors, two of 
whom are native speakers of the Georgian language, introduced new factual materials into the Russian-language 
media space, supplementing the theoretical ideas about the effectiveness and efficiency of traditional media.
Keywords: Georgia, Georgian television, Rustavi 2, periodization, commercial broadcasting.

Становление и развитие системы средств массо-
вой информации в странах постсоветского простран-
ства — тема малоизученная, но при этом актуаль-
ная в связи с рядом обстоятельств. В современном 
глобальном мире медиа по запросу, действующие 
в алгоритме субъектно-субъектной сетевой модели 
(включая социальные сети), пока уступают в значи-
мости традиционному однонаправленному телеви-
дению, которое продолжает играть роль главного 
инструмента формирования общественного мнения. 
Осмысление итогов и анализ тенденций вещания, 
в том числе мониторинг редакционной политики 
телекомпаний государств, граничащих с Россий-
ской Федерации, представляется важной задачей, 
поскольку дает возможность предсказать социаль-

но-экономические трансформации и политические 
перемены, а это особенно актуально в ситуации не-
стабильности, информационных войн, гибридно-
го противоборства стран с доминированием Х- или 
Y‑институциональных матриц [1].

Общетеоретической работой, которая может рас-
сматриваться в качестве основы для предметных 
изысканий в данной области (специальность «тео-
рия коммуникаций и журналистика»), является док-
торская диссертация А. Г. Рихтера «Свобода массовой 
информации в постсоветских государствах: регули-
рование и саморегулирование журналистики в ус-
ловиях переходного периода» [2]. Что касается кон-
кретных стран, то, судя по количеству русскоязычных 
публикаций, представленных в РИНЦ, телевидение 
Грузии в период после получения независимости 
практически не изучено, есть лишь одна диссерта-



81ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2022. № 4

К истории грузинской телекомпании «Рустави 2»: первый этап (1994–2003 гг.)

ционная работа (кандидатская), изданная впослед-
ствии как монография [3]. В ней сделан системный 
сравнительный анализ регулирования и функциони-
рования общественного телевещания Грузии и двух 
других стран Закавказья (Армении и Азербайджана). 
В нескольких научных статья грузинское ТВ упоми-
нается среди других СМИ, подчеркивается его важ-
ная роль в политических процессах на разных этапах 
развития Грузии [4–9], а также в период пандемии 
[10]. Не обнаружено научных работ по жанрам, фор-
матам и тематике телепрограмм коммерческих и го-
сударственных телеканалов Грузии. Также нет спе-
циальных экспертных исследований становления, 
истории и тенденций развития грузинского теле-
вещания. При этом в медиапространстве доступны 
несколько публицистических обзоров, не претенду-
ющих на научность, опубликованных в периодиче-
ских изданиях («Коммерсант» и «Независимая газе-
та») в начале 2000-х годов.

Международная грузинская организация по ис-
следованию общественного мнения Georgian Opinion 
Research Business Integration (GORBI, эксклюзивный 
член Международной ассоциации Gallup) изучила 
медиапредпочтения граждан Грузии в 2018 г. (ре-
зультаты с тех пор не обновлялись). Оказалось, что 
88% опрошенных считают телевидение основным 
источником получения новостей, 60% — Интернет, 
20% упоминают прессу, 9% респондентов предпочи-
тают радио в качестве главного источника инфор-
мации. При этом, по данным национальной службы 
статистики Грузии, сегодня 88,4% домохозяйств обе-
спечены доступом к Интернету, 95,5% используют 
Интернет для доступа к соцсетям. Эти результаты 
показывают, что в Грузии со всей очевидностью про-
является общемировая тенденция доминирования 
телевидения на фоне стремительного развития Ин-
тернета и социальных сетей. Кроме того, что касает-
ся общего экономического уровня по темпам роста 
ВВП на душу населения, то, согласно информации 
Международного валютного фонда, среди 193 госу-
дарств Грузия занимает второе место в мире.

Стоит отметить существенную особенность, 
влияющую на эффективное функционирование 
традиционных медиа (в том числе телевидения) 
в Грузии, — высокий авторитет института церкви. 
Согласно исследованию американской компании 
The Pew Research Center, Грузия стоит на первом ме-
сте в списке стран с самой религиозной молодежью.

Среди электронных СМИ Грузии эфирно-кабель-
ная телекомпания «Рустави 2» (сокр. R2) занимает 
в настоящее время лидирующие позиции (вместе 
с телеканалом «Имеди»). Ее круглосуточное спутни-
ковое вещание охватывает 85% населения страны, 
регион Ближнего Востока, западной России и Европы; 
интернет-программы «Рустави 2» обращаются к зри-
телям по всему миру. Формируя медиаобраз Грузии, 
актуализируя болевые точки социума и представляя 

собственную повестку дня, R2 оказывает особое вли-
яние на общественное сознание в глобальном про-
странстве. Важный факт, который следует признать: 
деятельность телекомпании «Рустави 2» в поворот-
ные моменты современной истории изменила ход 
общественно-политического развития Грузии. Соци-
олог и медиаэксперт В. Вильчек, в прошлом первый 
заместитель генерального директора ОРТ, руково-
дитель службы социологического анализа НТВ, ТВ‑6 
и ТВС, в 2005 г. писал о том, что штабом грузинской 
революции стал первый независимый коммерче-
ский канал «Рустави 2», который вел к власти еди-
ное национальное движение, занимался пропагандой 
и был чрезвычайно тенденциозен. По сути, изучение 
истории R2 — это предметный анализ эффективно-
сти и действенности журналистики, когда результа-
ты уже очевидны, отрефлексированы и проверены 
временем. Напомним, что «эффективностью следу-
ет называть тот или иной уровень успеха во взаимо-
действии средств массовой информации с массовой 
аудиторией, тогда как результативность контактов 
с социальными институтами (воздействие на при-
нятие решений) определяется как действенность» 
[11, 4]. Эти обстоятельства определили выбор теле-
компании R2 в качестве первого объекта исследова-
ния в рамках проекта «Телевидение постсоветской 
Грузии вчера, сегодня, завтра».

История становления и развития «Рустави 2» изу-
чается и затем последовательно излагается в аспекте 
периодизации. Это первое русскоязычное исследова-
ние подобного рода, поэтому актуальна разработка 
своеобразной измерительной шкалы, в роли кото-
рой и выступает периодизация. Авторами осмыс-
лены и систематизированы эмпирические данные, 
полученные в ходе трех глубинных интервью жур-
налистов телекомпании. Интервью проведены, рас-
шифрованы и переведены на русский язык Аной 
Довлатовой в июле 2022 г. в Тбилиси. Также изуче-
ны внутренние документы телеорганизации: сет-
ка вещания, описание программ, рейтинги и доли 
телепродуктов. Из открытых источников (преиму-
щественно на грузинском языке) получены данные 
о развитии компании в разные периоды времени, 
о ее владельцах и юридическом статусе. Проверены 
по первоисточникам противоречивые факты, свя-
занные с журналистской и политической деятель-
ностью сотрудников R2. Авторами осмыслен первый 
этап истории развития «Рустави 2», дальнейшие пу-
бликации будут посвящены последующим этапам.

Грузинская телекомпания «Рустави 2» основана 
в 1994 г. (сначала как «Рустави»), официально заре-
гистрирована двумя годами позже. Сегодня, спустя 
более четверти века, можно утверждать, что это пер-
вый успешный проект независимого телевидения 
в стране. Попытки случались и прежде: были созда-
ны, но не получили развития и закрылись коммер-
ческие телекомпании «Ибервизия», «Мермиси», «Та-



82 ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2022. № 4

И. И. Волкова, А. Довлатова, Н. Скворцова

мариони», «7-й канал», «Сакартвелос ХМА» («Голос 
Грузии»). «Рустави 2» относится к категории ком-
мерческих телекомпаний, которые «обеспечивают 
себя сами, зарабатывая деньги как бизнес-предпри-
ятие» [12, 13], однако следует отметить непрозрач-
ность доходов, которая сохраняется и поныне (см. 
сайт https://rustavi2.ge/). Язык аудиовизуального 
контента — грузинский.

Гипотеза, которая проверяется в ходе проектно-
го исследования, следующая: устойчивость и авто-
ритетность частной телевизионной компании зави-
сят от своевременных изменений в редакционной 
политике (целях, форматах вещания в том числе), 
связанных с политической ситуацией в стране, на-
личием возможностей для осуществления журна-
листской деятельности, в том числе с отступлением 
от этических канонов профессии. На уровне перво-
го этапа развития R2 гипотеза была подтверждена.

Историю телекомпании «Рустави 2» можно разде-
лить на три этапа: 1994–2003, 2004–2012 гг. и 2013 г. 
до нашего времени (точные границы третьего эта-
па пока не определены, также пока не выявлен чет-
вертый этап). Основанием для подобного деления 
стали трансформации в государственной политике, 
вызвавшие организационно-идеологические и содер-
жательные изменения в деятельности телекомпании. 
Каждый этап исчерпал себя в связи с конкретным 
важным политическим событием в стране, которое 
приводило к политическим трансформациям и сме-
не владельца R2.

В начале 1990-х гг. в Грузии не существовало регу-
лирующих комиссий, поэтому запустить частную те-
лекомпанию было сравнительно легко. Официально 
«Рустави» была создана 1 июня 1994 г. как второй ре-
гиональный телеканал Рустави (регион Квемо-Карт-
ли), вещание осуществлялось только на этот город. 
Телекомпания сразу же открыто объявила о своем 
оппозиционном к властям курсу. К созданию «Руста-
ви» имеет непосредственное отношение известный 
ныне политик и государственный деятель Пикрия 
Чихрадзе. В 1990-е гг. она, выпускница Тбилисского 
государственного университета (ТГУ) и Тбилисской 
духовной академии, работала в лаборатории христи-
анской культуры ТГУ, была основателем универси-
тетского пресс-клуба, редактировала одну из первых 
независимых грузинских ежедневных газет «Иверия-
Экспресс». Она и ее коллеги по университету, исполь-
зовав техническую возможность вещания на частоте 
телекомпании «Тамариони», создали «Рустави» [13]. 
Через год компания лишилась лицензии, но вскоре 
возродилась под нынешним названием, уже в Тбили-
си, с той же оппозиционной повесткой, но с другими 
учредителями (бизнесмены Эроси Кицмаришвили, 
Давид Двали, Джарджи Акимидзе). Официально теле-
компания «Рустави 2» зарегистрирована 27 августа 
1996 г. В 2001 г. четвертым совладельцем R2 стал жур-
налист, впоследствии генеральный директор компа-

нии, Ники Табатадзе [14]. По некоторым сведениям, 
компания была создана при участии американских 
экспертов, журналисты часто проходили практику 
и повышали квалификацию в США.

Важно подчеркнуть, что начало деятельности R2, 
по сути, совпало с началом президентства Эдуарда 
Шеварднадзе (1995). Это было время политико-эко-
номической нестабильности, недавней гражданской 
войны и межэтнических конфликтов. Телевизионные 
информационные выпуски «Рустави 2», как прави-
ло, начинались с новостей об убийствах, грабежах, 
разбое, кровавые события были представлены в де-
талях. Зрители называли новости «Рустави 2» кри-
минальной хроникой.

Важно отметить, что буквально в течение несколь-
ких лет телеканал обрел репутацию «наиболее про-
фессионального в Грузии ТВ‑медиа» [6, 80]. Важный 
для истории национального телевещания факт: бла-
годаря R2 политика в Грузии была впервые пред-
ставлена на телеэкране в формате ток-шоу. В итого-
вом новостном выпуске «Курьер в 9 часов» ведущие 
анонсировали тему для обсуждения в последующем 
политическом ток-шоу «Ночной курьер» (ежеднев-
ный эфир, кроме выходных). Американский формат 
предусматривал сдержанность ведущего-модерато-
ра, общественную значимость обсуждаемых проблем, 
корректное поведение экспертов, активность студий-
ных участников, зрелищность за счет непредсказуе-
мости. В вечернем ток-шоу «Ночной курьер», главной 
политической передаче Грузии, формат был транс-
формирован. В программе участвовало 10–12 гостей, 
в дискуссии по одному вопросу выступали 5 человек: 
обсуждение часто перерастало в ссору, участники пы-
тались перекричать друг друга, говорили долго и все 
одновременно. Программа шла в прямом эфире, при 
этом нередко длилась два-три часа сверх намечен-
ных программных рамок. Ведущим-модератором, 
который строго придерживался сбалансированности 
и беспристрастности, был Георгий Саная, затем Эка 
Хоперия. Ток-шоу в классическом американском фор-
мате не могло бы передать особенностей грузинского 
менталитета, который ярко проявился в «Ночном ку-
рьере». Специфика отражалась не только на визуаль-
ном представлении дискутирующих, но и на уровне 
лексики: частотность употребления выражений «ни-
когда», «известно, что», «не может быть», «абсолют-
но точно» превышала в семь раз частоту выражений, 
характерных для конструктивных дискуссий, «может 
быть», «мне кажется», «я думаю, что». Во время пере-
дачи у зрителей была возможность звонить по теле-
фону в студию и задавать вопросы.

Отдельно следует отметить материалы в жан-
ре журналистского расследования. Одна из самых 
популярных и рейтинговых передач того времени, 
«60 минут», выходила в эфир каждую неделю с ма-
териалами о коррупции в высших эшелонах власти 
Грузии, например журналисты обнародовали мате-



83ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2022. № 4

К истории грузинской телекомпании «Рустави 2»: первый этап (1994–2003 гг.)

риалы непрозрачных бизнес-сделок с участием ми-
нистра внутренних дел Кахи Таргамадзе. Создатели 
программы — Вахтанг Комахидзе и Акакий Гогича-
ишвили, ведущим был Акакий Гогичаишвили. Про-
грамма «60 минут» находилась под пристальным 
вниманием контролирующих органов, малейшая не-
точность в работе журналистов приводила к судеб-
ным искам. «Один раз мы потеряли миллион лари, 
еще в двух случаях — по 50 000 лари (27 116 долла-
ров США)… В те времена никто больше не терял та-
ких денег», — вспоминал в 2010 г. В. Комахидзе [15].

С самого начала руководство R2 придавало боль-
шое значение техническому оснащению. В 1990-х гг., 
когда большинство телекомпаний работало на ана-
логовых системах VHS, у «Рустави 2» уже была циф-
ровая аппаратура. Именно эта телекомпания ста-
ла первой использовать в своих информационных 
программах прямые включения с места событий. 
Также R2 одной из первых применила спутниковую 
связь и начала вещание на весь мир. Это произошло 
в то время, когда зона охвата сигналом большинства 
грузинских телекомпаний ограничивалось столицей 
Грузии Тбилиси, а иногда и того меньше. «Первый 
грузинский канал на сателлите» — один из слоганов 
R2. Уже в 1998 г. телекомпания выходит на первое ме-
сто по популярности у зрителей, обогнав другие те-
лекомпании, включая Первый канал грузинского ТВ.

Что касается бизнес-модели, топ-менеджментом 
«Рустави 2», помимо политики, была сделана ставка 
на спорт, в первую очередь — футбол. Телекомпания 
стала первой транслировать матчи Лиги чемпионов 
УЕФА, чем привлекла огромное количество зрите-
лей-болельщиков и, соответственно, рекламу. R2 ак-
тивно создавало собственные рекламные компании: 
в период правления Михаила Саакашвили (второй 
этап развития R2) телекомпания владела около 80% 
всего рынка рекламы на ТВ.

Особая страница в истории телекомпании свя-
зана с сатирическими программами. Дело в том, что 
использование политического юмора было довольно 
популярно в постсоветской Грузии, а редакционная 
политика R2 строилась на разоблачении действую-
щей власти. Одной из самых рейтинговых развлека-
тельных телепрограмм того времени стал сатири-
ческий мультипликационный сериал «Дардубала» 
(авторы — Шалва Рамишвили и Гия Чантурия, продю-
сер — Шалва Рамишвили), который транслировался 
на «Рустави‑2» с 1999 по 2000 гг. «Дардубала», соглас-
но глоссарию грузинского языка, означает «бедствие, 
трудности или горе» [16]. В литературе есть пример 
использование слова «дардубала» Ильей Чавчавадзе 
в письме к Нико Цхведадзе, где он жалуется на «не-
счастье быть близ Парижа и не иметь возможность 
посетить его» [17]. То есть семантика слова не несет 
очевидной и однозначной отрицательной коннота-
ции, присутствует некий «временный» компонент 
(да, несчастье, но оно не фатально).

Главными героями мультсериала были президент 
Эдуард Шеварднадзе, министры, известные политики. 
Зрители сочувственно относились к мультипликаци-
онным персонажам, попадавшим в комичные ситу-
ации, любили их [18]. После 2000 г. сериал выходил 
под названием «Чвени Эзл (Наш двор)» и продолжал-
ся до 2002 г. «Дардубала» быстро вышел за пределы 
телеэкрана и превратился в мем — символ ненасиль-
ственного сопротивления. Во время тбилисских ан-
типравительственных митингов осенью 2001 г. сту-
денты несли плакаты с изображением Шеварднадзе 
в стиле «Дардубалы». Позже, на втором этапе разви-
тия R2, появилось продолжение — «Дардубала 2» c 
другими главными героями: президентом Михаи-
лом Саакашвили и министром внутренних дел Вано 
Мерабишвили.

В журналистском сообществе Грузии возникли 
публичные дискуссии, отсылающие к профессиональ-
ной этике и целям профессии. Особенно это касалось 
журналистских расследований. Суть жанра — в дра-
матическом противоречии между объективностью 
и моралью, при этом для журналистов характерна 
интонация негодования, именно она дает полити-
ческую силу и убедительность, которых не хватает 
официальным расследователям [19].

Частный телеканал R2, не скрывающий своей 
оппозиционной политической ангажированности, 
конкурировал в эфире с государственным Первым 
каналом, который тоже занимался политическими 
расследованиями в сфере теневой экономики, об-
личал коррупцию, разбирался в региональных кон-
фликтах. Однако степень эмоциональной вовлечен-
ности журналистов была ограничена ориентацией 
госканала на плюрализм мнений, сдержанный тон, 
акцент делался на позитивных изменениях, успехах, 
пусть и эпизодических в тот период, в деятельности 
правительства. То есть с точки зрения деонтоло-
гии журналистики именно Первый канал выполнял 
предписанную журналистике общественную мис-
сию, стремясь к балансу взглядов. Отрицательный 
имидж «прирученного телевидения», который фор-
мировался в социуме относительно Первого канала, 
сталкивался с положительным имиджем «народного 
телевидения» R2. При этом журналисты этих медиа 
в свое время вместе, единым фронтом, выступали 
за свободу слова в период президентства Звиада Гам-
сахурдиа. Противоречия между сотрудниками Пер-
вого канала и «Рустави 2» были озвучены в прямом 
эфире с участием главы Государственной телеради-
окорпорации Грузии Зазы Шенгелия и генерального 
директора «Рустави 2» Ники Табатадзе. В результате 
католикос-патриарх всея Грузии Илья II благословил 
примирение журналистов и вручил представителям 
двух телеканалов иконы православной церкви.

В июле 2001 г. был убит Георгий Саная, ведущий 
ток-шоу «Ночной курьер» R2, самый популярный 
журналист Грузии. Независимо от мотивов убийства, 



84 ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2022. № 4

И. И. Волкова, А. Довлатова, Н. Скворцова

его результат оказался политическим и положил на-
чало открытому противостоянию «Рустави 2» и си-
ловых государственных структур. В октябре 2001 г. 
нескольким сотрудникам R2 угрожали расправой. 
Во время обыска в офисе компании журналисты вели 
трансляцию, комментируя события в прямом эфире. 
В итоге рейд Министерства безопасности на теле-
станцию вызвал массовые демонстрации и привел 
к роспуску кабинета министров и отставке спикера 
парламента.

Телеканал активно поддерживал студенческую 
оппозиционную организацию «Кмара», повышая 
осведомленность общественности о ее активности. 
Кроме того, «Рустави‑2» транслировал рекламу «Кма-
ры» после того, как Центральная избирательная ко-
миссия сочла ее неподобающей и потребовала убрать 
из эфира. По мнению Национальной комиссии по ре-
гулированию коммуникаций (National Regulatory 
Commission for Communication), рост политической 
напряженности в стране и снижение популярности 
правительства были вызваны негативными сюжета-
ми, транслируемыми оппозиционным телевидени-
ем. Риторика чиновников, включая президента, ста-
ла враждебной по отношению к независимым СМИ.

В течение ноября 2003 г. в тематических пере-
дачах и информационных сюжетах телекомпании 
звучали призывы к неповиновению власти. Журна-
листы в эфире призывали сторонников оппозиции, 
которые сомневаются в результатах выборов, при-
быть в Тбилиси из регионов. «Революция роз» осе-
нью 2003 г. стала важнейшим событием в биографии 
телекомпании. «Рустави 2» сыграло в этой револю-
ции ведущую роль. Не случайно, что после смены 
власти в Грузии R2 стали называть телевидением 
победившего народа.

Деятельность журналистов R2 первого перио-
да развития впоследствии получила неоднознач-
ную оценку. С одной стороны, степень свободы СМИ 
в Грузии, благодаря этой телекомпании, была мак-
симальной к началу 2004 г. С другой стороны, поли-
тическая ангажированность «Рустави 2», по мнению 
медиаэкспертов, дезавуировала принципы профес-
сиональной этики и привела к непредсказуемым 
последствиям во втором периоде развития R2. Есть 
мнение, что смена власти, которой непосредственно 
способствовала деятельность журналистов «Руста-
ви 2», была не шагом вперед к демократии, а отка-
том назад: Грузия была на пути к демократическому 
правлению до спорных ноябрьских выборов, а «ре-
волюция роз» фактически подорвала политическую 
эволюцию страны [20].

Таким образом, первый период грузинской теле-
визионной компании «Рустави 2» внес значительный 
вклад в развитие журналистики постсоветской Гру-
зии. Были введены в повседневную практику и адап-
тированы под запросы аудитории неизвестные пре-
жде форматы вещания, освоены новые возможности 

телевизионной техники для оптимизации доставки 
сигнала аудитории, отработаны действенные техно-
логии взаимодействия с социальными институтами 
(влияние на принятие решений), внесена в обще-
ственную повестку дня дискуссия о журналистской 
этике. Возникновение оппозиционных вещателей, 
прежде всего «Рустави 2», вызвало необходимость 
в разработке законодательства, регулирующего их 
деятельность. И 23 декабря 2004 г. парламентом 
Грузии был принят пакет соответствующих зако-
нов о вещании.

ЛИТЕРАТУРА
1.	 Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и раз-

витие России. Введение в Х–Y теорию / С. Г. Кирдина. — М., 
СПб.: Нестор-История, 2014. — 468 с.

2.	 Рихтер А. Г. Свобода массовой информации в пост-
советских государствах: регулирование и саморегулиро-
вание журналистики в условиях переходного периода: 
автореф. дис. … д-ра филол. наук / А. Г. Рихтер. — М.: МГУ, 
2007. — 58 с.

3.	 Абашина Е. В. Регулирование и функционирование 
общественного телевещания в странах Закавказья (2000–
2014 гг.): автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. В. Абаши-
на. — М.: МГУ, 2016. — 19 с.

4.	 Чедиа Б. Особенности политического медиаланд-
шафта Грузии после «революции роз» / Б. Чедиа // Цен-
тральная Азия и Кавказ. — 2007. — Т. 53. — № 5. — С. 181–188.

5.	 Телоев И. Д. Основное содержание и характер про-
блематики грузинских СМИ в период правления Михаила 
Саакашвили / И. Д. Телоев // Вестник ВГУ. Серия: Филоло-
гия. Журналистика. — 2016. — № 4. — С. 127–132.

6.	 Наумов А. О. Традиционные и новые медиа как ак-
торы цветных революций / А. О. Наумов // Дискурс-Пи. — 
2018. — № 3–4 (32–33). — С. 79–87.

7.	 Лордкипанидзе А. В. Инновационный комбини-
рованный подход к анализу традиционных медиа на при-
мере анализа медиапространства Грузии («ТВ-Граф») / 
А. В. Лордкипанидзе, М. Р. Пачулия, А. В. Чуйко // Журнал 
Белорусского государственного университета. Социоло-
гия. — 2019. — № 1. — С. 61–68.

8.	 Довлатова А. Проблемы и перспективы обще-
ственного телевидения Грузии / А. Довлатова, М. В. Джор-
джикиа // Средства массовой коммуникации в многопо-
лярном мире: проблемы и перспективы. Материалы XII 
Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х 
томах. — М.: РУДН, 2021. — Т. 1. — С. 68–72.

9.	 Абазов Д. Медийная среда в Грузии в ходе парла-
ментских выборов 2020 года / Д. Абазов, Н. Скворцова // 
Проблемы постсоветского пространства. — 2022. — Т. 9. — 
№ 1. — С. 111–120.

10.	 Курманова Д. Б. Тренды медиапотребления в Гру-
зии / Д. Б. Курманова, М. Зарифиан // Вестник Российского 
университета дружбы народов. Серия: Литературоведе-
ние. Журналистика. — 2020. — Т. 25. — № 4. — С. 797–807.

11.	 Прохоров Е. П. Эффективность деятельности 
СМИ / Е. П. Прохоров. — М.: Факультет журналистики МГУ, 



85ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2022. № 4

К истории грузинской телекомпании «Рустави 2»: первый этап (1994–2003 гг.)

2008. — 46 с.
12.	 Телевизионная журналистика / под ред. Ю. И. Дол-

говой, Г. В. Перипечиной. — М.: Аспект Пресс, 2018. — 208 с.
13.	 Шония М. Кому достанется «Рустави 2»? / М. Шо-

ния // Банки и финансы. — Режим доступа: https://bizzone.
info/articles/1229047019.php (дата обращения: 22.07.2022).

14.	 Case of Rustavi 2 Broadcasting Company ltd and 
Others v. Georgia. Judgment. Strasbourg. — 18.07.2019. — Ре-
жим доступа: https://hudoc.echr.coe.int/GEO#{%22item
id%22:[%22001–194445%22]} (дата обращения: 29.08.2022).

15.	 Лльюллин Р. Шипы Революции роз / Р. Лльюллин 
// Информационно-политический канал «Полит.ру». — Ре-
жим доступа: https://polit.ru/article/2010/09/07/georgia/ 
(дата обращения: 22.07.2022).

16.	 Беридзе В. Грузинcкiй (картскiй) глоссарiй / В. Бе-
ридзе. — СПб, 1912.

17.	 ილიას წერ. ნ. ცხვედაძესთან,“ბახტრიონი“. — 
1922. — № 9 (Письма Ильи к Н. Цхведадзе // Бахтриони. — 
1922. — № 9).

18.	 ლიკა კერატიშვილი. «დარდუბალადან» «ბანანის 
რესპუბლიკამდე» / ყოველკვირეული გაზეთი «ყველა 
სიახლე» (Кератишвили Л. От «Дардубала» к «Банановой 
республике» / Л. Кератишвили // Все новости. — Режим до-
ступа: https://www.ambebi.ge/article/46212-qdardubaladanq-
qbananis-respublikamdeq/ (дата обращения: 22.07.2022).

19.	 Ettema J. S. Custodians of Conscience: Investigative 
Journalism and Public Virtue / J. S. Ettema, T. L. — Glasser 
Columbia University Press, 1998. — 233 p.

20.	 Areshidze I. Democracy and Autocracy in Eurasia: 
Georgia in Transition / I. Areshidze, N. A. Graham. —Michigan 
State University Press, 2007. — 360 p.

21.	 L a w  o f  G e o r g i a  o n  B r o a d c a s t i n g .   —  Р е -
жим доступа: https://matsne.gov.ge/en/document/
view/32866?publication=52 (дата обращения: 27.07.2022).

22.	 Law of Georgia on Electronic Communications. — 
Режим доступа: https://matsne.gov.ge/en/document/
download/29620/26/en/pdf (дата обращения: 27.07.2022).

Российский университет дружбы народов
Волкова И. И., доктор филологических наук, профессор 

кафедры массовых коммуникаций
E‑mail: volkova-ii@rudn.ru

Российский университет дружбы народов
Российский экономический университет им. Г. В. Пле-

ханова
Довлатова А., аспирант кафедры массовых коммуни-

каций РУДН, специалист Центра по реализации образова-
тельных программ Высшей школы социально-гуманитар-
ных наук РЭУ им. Г. В Плеханова

E‑mail: ana.dovlatova1993@mail.ru

Российский университет дружбы народов
Грузино-Российский общественный центр им. Е. М. При-

макова
Скворцова Н., координатор проектов, аспирант кафе-

дры публичной политики и истории государства и права 
РУДН, политический обозреватель информационно-анали-
тической платформы «Пресс-клуб Джейран Медиа»

E‑mail: nino.skvortsova@gmail.com

The Peoples’ Friendship University of Russia
Volkova I. I., Doctor of Philology, Professor of the Mass 

Communications Department
E‑mail: volkova-ii@rudn.ru

The Peoples’ Friendship University of Russia
Plekhanov Russian University of Economics
Dovlatova A. ,  Postgraduate Student of  the Mass 

Communications Department, Specialist of the Center for the 
Implementation of Educational Programs of the Higher School 
of Social and Humanitarian Sciences

E‑mail: ana.dovlatova1993@mail.ru

The Peoples’ Friendship University of Russia
Georgian-Russian Public Center named after E. M. Primakov
Skvortsova N., Project Coordinator, Postgraduate Student 

of the Public Policy and History of State and Law Department, 
Political Commentator of the Information and Analytical Platform 
«Jeyran Media Press Club»

E‑mail: nino.skvortsova@gmail.com




