
© Алмашакбех Саддам Сулейман Слман, 2018

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 070.1: 327 (470: 477)

СОЛНЦЕ «АЛЬ-ДЖАЗИРЫ» ЗАХОДИТ В СИРИИ

Алмашакбех Саддам Сулейман Слман

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 2 октября 2018 г.

Аннотация: статья посвящена одной из наиболее успешных ближневосточных телекомпаний по-
следних десятилетий — катарской «Аль-Джазире». Как полагают некоторые исследователи, спут-
никовый канал потерял много зрителей из-за предвзятых и непрофессиональных новостей и репор-
тажей о конфликте в Сирии. И это подтверждает научную концепцию необходимости демократии 
как политической предпосылки существования журналистики.
Ключевые слова: сирийский конфликт, «Аль-Джазира», «арабская весна», демократия.

Abstract: the article is devoted to one of the most successful Middle Eastern TV companies of recent decades — 
the Qatari Al Jazeera. As some researchers believe, and how many viewers and followers were lost because of 
not neutral and unprofessional news and reports about the conflict in Syria. And this confirms the scientific 
concept, proceeding from the necessity of democracy as a political prerequisite for the existence of journalism.
Keywords: Syrian conflict, “Al-jazeera”, the Arab Spring, democracy.

«Аль-Джазира» (араб. — «полуостров») — ка-
тарский и панарабский телеканал, начал вещание 
в ноябре 1996 г. «Аль-Джазира» приобрела попу-
лярность, став первым новостным спутниковым 
каналом на Ближнем Востоке и в Северной Африке. 
Особую популярность канал приобрел благодаря ре-
дакционной политике в поддержку палестинского 
восстания в 2000 г. и негативному отношению к ок-
купации Ирака в 2003 г.

События 11 сентября и противостояние западных 
стран с арабскими террористическими группировка-
ми приковали внимание всего мира к выпускам кана-
ла «Аль-Джазира», который транслировал репортажи 
эксклюзивного характера: картинки из тренировоч-
ных лагерей «Аль-Каиды», выступления Усамы бен 
Ладена, съемки военных действий на территории 
Афганистана и Ирака.

Арабоязычный канал «Аль-Джазира» адресует 
свои программы преимущественно зрителям стран, 
СМИ которых функционируют при непосредствен-
ном государственном контроле и не допускают ина-
комыслия. Журналистам-оппозиционерам угрожают 
аресты, штрафы, пытки и тюремное заключение. За-
коны таких стран разрешают преследование журна-
листов за вторжение в политические дела [1, 149].

Как отмечают исследователи, канал сыграл важ-
нейшую роль в демократизации арабской обществен-
ной сферы в период народного подъема («арабской 
весны» 2011 г.).

Исследователями выделяются 4 главных факто-
ра успешной работы «Аль-Джазиры»:

— оперативность (быстрота) реагирования 
на срочные события;

— журналистские принципы, высокий профес-
сионализм и смелость репортажей;

— толерантность к различиям во взглядах;
— панарабская ориентация (новостной канал 

вещает из арабской страны для всех арабов) [2, 226].
Яркий пример типичного для Al-Jazeera English 

подхода к освещению конфликта является деятель-
ность во время «арабской весны» в декабре 2010 года. 
По данным сайта Compete Pulse от 16 мая 2011 г. число 
уникальных посетителей сайта english. aljazeera. net 
с марта 2009 по март 2011 гг. увеличилось с 400 000 
до 1 400 000.

Канал вел продолжительные прямые трансля-
ции из горячих точек. Репортажи в основном сосре-
доточивались на настроении и действии револю-
ционной тунисской и египетской молодёжи. Канал, 
по утверждению некоторых исследователей, «часто 
практически скандировал вместе с участниками про-
тестов» [3]. Журналисты «Аль-Джазиры» говорили 
о двух миллионах манифестантов на каирской пло-
щади Тахрир, в то время когда другие СМИ настаи-
вали на «сотне тысяч участников» [4].

Египетскими оппозиционерами эфир «Аль-
Джазиры» транслировался на импровизированных 
экранах. Лозунги «Аль-Джазира = свобода» помеща-
лись на стенах восставших городов. «Аль-Джазира» 
не соблюдала нейтралитет в выборе употребляемой 
лексики. Редакционная линия пробудила гнев руко-
водителей стран, в которых вспыхнули народные 
волнения. По словам покойного ливийского лидера 
Муаммара Каддафи, канал «Аль-Джазира» был «глав-



98 ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2018. № 4

Алмашакбех Саддам Сулейман Слман

ным врагом». Ливийцы пытались глушить сигнал 
«Аль-Джазиры» в Северной Африке [5].

Чарли Беккет, глава медиаисследовательского 
отдела Лондонской школы экономики, отметил, что 
освещение «арабской весны» каналом «Аль-Джазира» 
может способствовать завоеванию авторитета, срав-
нимого с репутацией CNN в освещении войны в Пер-
сидском заливе в 1991 г. [6]

«Аль-Джазира» провозгласила себя первым пред-
ставителем действительно свободной и независимой 
прессы в арабском мире и во многих случаях действи-
тельно проявила себя как таковая. Но насколько сво-
бодной и независимой может быть телекомпания, 
субсидируемая правительством страны, в которой, 
согласно отчету Государственного департамента 
США о соблюдении прав человека, запрещены по-
литические организации и ограничены основные 
гражданские права, такие как свобода слова, собра-
ний, вероисповедания [7]?

Но настоящая неудача ждала «Аль-Джазиру» в Си-
рии, где канал полностью встал на сторону США и их 
западных союзников и, таким образом, в значитель-
ной степени потерял моральный и профессиональ-
ный авторитет. Если телеканал «Аль-Джазира» ком-
ментировал происходящее в Сирии, то это делалось 
с преуменьшением проступков мятежников и вы-
ставлением на первое место религиозной стороны 
конфликта. Этот телеканал очень редко сообща-
ет или же вообще замалчивает факты присутствия 
террористов и боевиков «Аль-Каиды» в сирийских 
отрядах оппозиции, несмотря на то, что об этом со-
общают многие журналисты со всего мира [8, 113].

Многие выпуски новостей «Аль-Джазиры» опи-
раются не на скрупулезно подготовленные репор-
тажи, а исключительно на рассказы «очевидцев» 
и «гражданских журналистов», на видеоматериалы 
с YouTube, информацию и фотографии, опубликован-
ные сирийскими оппозиционными организациями.

«Аль-Джазира» явно предвзята в своих новостях 
по отношению к вооруженным исламским организа-
циям, таким как ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра».

С начала событий в 2011 г. до середины 2017 г. 
канал «Аль-Джазира» представлял Сирийскую араб-
скую армию как «армию режима» и не употреблял 
словосочетание «президент Сирии» по отношению 
к президенту Башару Асаду. Лишь во время высту-
пления Башара Асада перед Сирийским парламентом 
20 августа 2017 г. «Аль-Джазира» назвала его прези-
дентом Сирии — после серьезных изменений, про-
изошедших в результате военного вмешательства 
России. Это то, что исследователи назвали серьез-
ным изменением в освещении «Аль-Джазирой» кон-
фликта в Сирии после побед, достигнутых сирийской 
армией в районах Алеппо и Пальмире и поражения 
«Исламского Государства» в иракском городе Мосул.

«Аль-Джазиру» один за одним начинают покидать 
те самые взращенные на опыте западной журналистики 

сотрудники, которым она обязана успешным развити-
ем на первом этапе своего существования. Так, Актам 
Сулиман, берлинский корреспондент «Аль-Джазиры», 
уволившийся в декабре 2012 г., заявил в интервью те-
леканалу «Дойче Велле» (Deutsche Welle): «Я должен 
сказать, что сегодня «Аль-Джазире» недостает про-
фессионализма. Когда я пришел в нее в 2002 г., у меня 
не возникало подобного впечатления, — совсем наобо-
рот. Разумеется, были фундаментальные, долгосроч-
ные проблемы, но в последние два года «Аль-Джазира» 
многое утратила в плане профессионализма… Пробле-
ма заключается в том, что у нее нет внутренних меха-
низмов, обеспечивающих защиту от попыток владель-
цев или редакторов оказывать политическое влияние 
на журналистскую деятельность» [9].

Еще резче по этому поводу высказался бывший 
военный корреспондент «Аль-Джазиры» Али Хашем, 
покинувший свой пост в начале 2012 г. в знак про-
теста против ее политики в освещении сирийского 
конфликта: «Я почувствовал, что моя мечта рабо-
тать для главного новостного канала в регионе пре-
вращается в кошмар. Принципы, которые я усвоил 
за десять лет журналистской работы, не устраивали 
правительство Катара, которое — что бы там ни го-
ворилось в редакционных руководствах — считает 
себя владельцем кучки журналистов, обязанных вы-
полнять то, что им сказано» [10].

К критикам «Аль-Джазиры» присоединился и ее 
бывший представитель по связям с общественностью 
Джихад Бэллоут, отметивший в интервью иранско-
му телеканалу «Пресс Ти-Ви» (Press TV): «С началом 
того, что принято называть арабской весной, «Аль-
Джазира» претерпела поразительную трансформа-
цию — она превратилась из флагмана объективной 
журналистики в организацию, чьи мотивы, по мне-
нию многих наблюдателей, обусловлены полити-
ческими или внешнеполитическими целями… Я ду-
маю, что на данном этапе «Аль-Джазира», согласно 
свидетельствам ответственных лиц в Катаре, пре-
вратилась в потенциальное орудие проведения ка-
тарской внешней политики» [11].

Снижение доверия к каналу «Аль-Джазира» в Си-
рии положило начало затмению феномена «Аль-
Джазиры» на Ближнем Востоке. Политику канала, 
по справедливому замечанию британского журнали-
ста Хью Милса, можно охарактеризовать как полити-
ку либерализма, а не демократии, и потому однажды 
он может исчезнуть столь же быстро, как и появился 
на свет, если настроение эмира изменится [12]. Эту 
точку зрения подтверждает и низкий уровень сво-
боды журналистов «Аль-Джазиры» и отказ от цен-
ностей доверия и профессионализма в пользу об-
служивания внешней политики Катара.

ЛИТЕРАТУРА
1. Sakr N. Al-Jazeera Satellite Channel: Global Newscasting in 

Arabic. In Patterson, C. & Sreberny, A. (Eds.). International News 



99ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2018. № 4

Солнце «Аль-Джазиры» заходит в Сирии

in the 21st Century. —Britain: University of Luton Press, 2004.
2. Figenschou T. U. Review: Mohamed Zayani and Sofiane 

Sahraoui, The Culture of Al Jazeera: Inside an Arab Media Giant 
/ T. U. Figenschou // European Journal of Communication. — 
2008. — № 23.

3. Al-Jazeera TV network draws criticism, praise for coverage 
of Arab revolutions // The Washington Post. — 2011. — May 
13. — URL: http://www. washingtonpost. com/world/al-
jazeera-tv-network-draws-criticism-praise-for-coverage-of-
arab-revolutions/2011/05/08/AFoHWs2G_story. html (дата 
обращения: 02.10.18).

4. Al Jazeera Enrages Dictators, Wins Global Viewers With 
Coverage of Unrest // Bloomberg News. — URL: http://www. 
bloomberg. com/news/2011–02–25/al-jazeera-enrages-
dictators-wins-global-viewers-with-coverage-of-unrest. html 
(дата обращения: 02.10.18).

5. Maynard Institute (21.02.2011) Libya Jams Al Jazeera 
Signals Across Region. — URL: http://mije. org/richardprince/
libya-jams-al-jazeera-signals-across-region (дата обраще-
ния: 02.10.18).

6. Bloomberg News. — 2011. — Feb. 25.
7. Country Reports on Human Rights Practices for 2011. 

Bureau of Democracy, Human Rights and La-bor, U. S. Department 
of State. — URL: http://www. state. gov/j/drl/rls/hrrpt/
humanrightsreport/index. htm?dlid=186446 (дата обраще-
ния: 02.10.18).

8. Нафаа Дорар. Динамика и характер освещения сирий-
ского конфликта телеканалами BBC, CNN, AL-JAZEERA: дис. 
… канд. филол. наук / Дорар Нафаа. — Москва, 2016. — 176 с.

9. Suliman: ‘Al Jazeera plays the piper, but Qatar calls the 
tune’ // Deutsche Welle. — 2012. — Dec. 24. — URL: http://
www. dw. de/suliman-al-jazeera-plays-the-piper-but-qatar-
calls-the-tune/a‑16477490 (дата обращения: 02.10.18).

10. Hashem A. The Arab spring has shaken Arab TV’s 
credibility / A. Hashem // Guardian. — 2012. — Apr. 3. — URL: 
http://www. theguardian. com/commentisfree/2012/apr/03/
arab-spring-arab-tv-credibility (дата обращения: 02.10.18).

11. Al-Jazeera now a weapon to further Qatari foreign policy’ 
Interview with Jihad Ballout, former manager, media relations, 
al-Jazeera Arabic network, London // PressTV. — 2012. — Apr. 
16. — URL: http://www. presstv. ir/detail/236548. html (дата 
обращения: 02.10.18).

12.	 Hugh M. Al Jazeera. How Arab TV News Challenged 
the World / M. Hugh.

Воронежский государственный университет
Алмашакбех Саддам Сулейман Слман, аспирант кафе-

дры телевизионной и радиожурналистики
E‑mail: saddam_slaman@yahoo. com

Voronezh State University
Almashaqbeh Saddam Suleiman Slman, Post-graduate Stu-

dent of the Department of Television and Radio Journalism
E‑mail: saddam_slaman@yahoo. com




