
© Сапунов В. И., 2018

УДК 070.1: 327 (470: 477)

МОНОПОЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО МЕДИСЕКТОРА НА ФОНЕ 
КОНВЕРГЕНЦИИ И ФИНАНСИАЛИЗАЦИИ

В. И. Сапунов

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 29 августа 2018 г.

Аннотация: статья призвана дополнить отечественные исследования массовой коммуникации 
политэкономическим анализом событий, связанных с монополизацией в зарубежном медиасекторе 
за последний год — на основании релевантных примеров.
Ключевые слова: монополизация, финансиализация, конвергенция, СМИ, Thomson Reuters, AT&T, Time 
Warner, Blackstone, 21st Century Fox, Sky, Disney, Comcast.

Abstract: the issue aims at supplementing investigations of mass communication with political and economic 
analysis of events linked with monopolization of global media sector over the latest year — basing on relevant 
examples.
Keywords: monopolization, financialization, convergence, mass media, Thomson Reuters, AT&T, Time Warner, 
Blackstone, 21st Century Fox, Sky, Disney, Comcast.

Монополизация мирового медиасектора остаёт-
ся важнейшей темой исследований в области журна-
листики и массовой коммуникации. Монополизация 
является объективным процессом в капиталисти-
ческой экономике, поскольку позволяет капиталу 
получить бóльшую прибыль меньшими усилиями. 
Не исключением является и медиасектор. Однако 
сущность монопольного медиакапитала постоянно 
меняется, и последние крупные сделки в глобальной 
медиасистеме обычно сопровождаются двумя клю-
чевыми тенденциями её развития — конвергенцией 
и финансиализацией. Данная статья ставит целью до-
полнить отечественные исследования в сфере поли-
тэкономии мировых массмедиа анализом основных 
событий, связанных с монополизацией глобального 
медисектора в 2018 году.

Главное политэкономическое событие 2018 года 
в американской и мировой медиасфере — это одобре-
ние Федеральным судом США слияния AT&T и Time 
Warner — на сумму в 85 миллиардов долларов. AT&T 
и Time Warner предложили форму M&A, которая не 
будет требовать одобрения FCC (опасаясь повторения 
случаев, когда Федеральная комиссия по коммуника-
циям помешала осуществлению двух суперсделок — 
слияниям AT&T и T-Mobile US в 2011 году и Comcast 
и Time Warner Cable в 2015 году). Time Warner при 
этом согласилась не передавать свои лицензии на 
вещание, полученные от Федеральной комиссии по 
коммуникациям, компании AT&T. В этом случае по-
глощение Time Warner со стороны AT&T не требует 
одобрения американского регулятора в сфере элек-
тронных медиа.

Однако, вопреки ожиданиям, Министерство юсти-
ции США в ноябре 2017 года заблокировало сделку, 
и компаниям пришлось доказывать право на слия-
ние в суде. Решение правительства можно связать, 
скорее, с нелюбовью президента Трампа к CNN, ко-
торый принадлежит Time Warner. 12 июня 2018 года 
федеральный судья одобрил слияние AT&T и Time 
Warner. Положительное решение федерального судьи 
базировалось, прежде всего, на том, что слияние яв-
ляется «вертикальным»: AT&T — распространитель 
продукции, а TW — её создатель. После слияния, ко-
торое было оформлено 20 июня, объединённая ком-
пания имеет капитализацию в 282,4 млрд. долларов, 
что позволило ей опередить главного конкурента — 
Verizon (капитализация 203,2 млрд. долларов).

Ещё об одном грандиозном событии, иллюстри-
рующем тенденцию монополизации, было объявле-
но в декабре 2017 года. Walt Disney и 21st Century Fox 
объявили о сделке, по которой первый монополист 
приобретёт телевизионные активы и киностудии вто-
рого за более чем 60 миллиардов долларов (по цене 
10 долларов за акцию). К Walt Disney должны пере-
йти азиатский спутниковый канал Star, научно-по-
пулярный Nat Geo, региональные спортивные сети 
и часть акций крупнейшего в Европе спутникового 
оператора Sky и видеосервиса Hulu. При этом у 21st 
Cenury Fox останутся Fox News, федеральная телесеть 
Fox, Fox Sports и подразделения, специализирующи-
еся на бизнесе. Целями продажи, очевидно, стали: 
личное обогащение топ-менеджеров медиамперии 
Руперта Мёрдока, в первую очередь его самого, до-
ступ Мёрдока к руводящим органам Disney, решение 
финансовых проблем News Corp и 21st Cenury Fox, 
а также стремление сосредоточиться на политике 



168 ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2018. № 3

В. И. Сапунов

и бизнесе за счёт снижения интереса к развлека-
тельной продукции.

Это событие нельзя рассматривать в отрыве от 
попытки со стороны компании Руперта Мердока (те-
перь 21st Century Fox) установить полный контроль 
над Sky. В 2011 году News Corporation (тогда еще еди-
ная), владеющая примерно 39% акций крупнейше-
го спутникового оператора Европы, получила отказ 
в парламенте Великобритании в приобретении до-
статочного до контрольного пакета количества ка-
питала. Тогда это было связано со скандалом с про-
слушиванием телефонных разговоров, из-за которого 
была закрыта газета с самым большим тиражом 
в Великобритании — News of the World. Теперь 21st 
Century Fox хочет приобрести не контрольный, а пол-
ный пакет акций Sky (докупить оставшийся 61%).

На этот раз шансы корпорации Руперта Мердо-
ка оценивались высоко — в свете реструктуризации 
его бизнеса — разделения на печатную и мультиме-
дийные компании: News Corp и 21st Century Fox (пре-
образования британского печатного бизнеса здесь 
особой роли не играют, важно то, что 21st Century Fox 
больше не имеет юридического отношения к англий-
ским газетам). Учитывая значительные послабления 
в антимонопольном законодательстве в сфере бри-
танских электронных медиа, которые принес закон 
о вещании 2003 года, формальных поводов отказать 
21st Century Fox у британских антимонопольных ре-
гуляторов практически не осталось. А учитывая то, 
что главный скандал в новейшей истории британ-
ского медиасектора случился 5 лет назад и подзабыт 
общественностью, до разбирательств в парламенте 
теперь дело едва ли дойдет.

И тем не менее — в январе 2017 года британская 
Комиссия по конкуренции и рынкам рекомендовала 
правительству не одобрять сделку по приобретению 
компанией 21st Century Fox оставшейся части акций 
крупнейшего в Европе спутникового оператора Sky. 
CMA посчитала, что полный контроль компании Мер-
дока на Sky будет служить «против общественного 
интереса», поскольку уменьшит количество людей, 
контролирующих медиабизнес. Хотя формально 21st 
Century Fox не имеет отношения к News Corp, выпу-
скающей через британский филиал газеты Times, 
Sunday Times, Sun и Sun on Sunday (а это было глав-
ным формальным препятствием для дозакупки ак-
ций, когда News Corporation еще была единой компа-
нией), Комиссия небезосновательно посчитала, что 
семья Мёрдоков имеет слишком большое влияние 
в британском медиасекторе и намерена его увели-
чить. Ведь Руперт Мёрдок — президент 21st Century 
Fox, его старший сын Лаклан — президент News Corp, 
а младший сын Джеймс — генеральный директор 
21st Century Fox и президент Sky.

Компания 21st Century Fox не оставила попыток 
получить недостающие акции крупнейшего в Европе 
оператора спутникового ТВ. В феврале 2018 года ме-

неджмент Fox направил в Комиссию по регулирова-
нию и рынкам письмо, в котором пытался доказать, 
что после сделки Sky останется «независимой». Сре-
ди предложений были: CMA сама сможет назначать 
президента Sky News, если возникнет такая необхо-
димость, и будет каждый год получать отчёт о том, 
как глава Sky News не вмешивается в редакционную 
политику канала.

Всё это ещё раз показало, насколько серьёзны по-
пытки Мёрдока получить полный контроль над Sky. 
Предложение о президенте Sky News — это, разуме-
ется, очень сильный шаг, учитывая важность фигуры 
главы телевизионного канала в британской и осо-
бенно континентально-европейской телевизионной 
индустрии. Поскольку так называемое общественное 
телевидение удерживается под полным контролем 
государственной политической системы в первую 
очередь, его главой становится, как правило, пред-
ставитель правящей в стране партии (коалиции), а за-
местителем — представитель системной оппозиции.

На фоне проблем, которые возникли у 21st 
Century Fox с приобретением 61% акций Sky, в фев-
рале 2018 года предложение о покупке крупнейше-
го в Европе спутникового оператора сделала другая 
американская медиамонополия — Comcast. Как зая-
вил генеральный директор Comcast Брайан Робертс, 
его компания планирует приобрести «более 50% ак-
ций Sky» за 31 миллиард долларов. При этом цена, 
которую предлагает за одну акцию Comcast — 12,50 
фунта — выше, чем предложенные Мёрдоком 10,75 
фунта (эквивалент общей предложенной суммы 
в фунтах — 22 миллиарда против 11,7 от 21st Century 
Fox). Это могло заставить акционеров Sky, которые 
согласились на предложение Fox, задуматься.

В апреле 2018 года Мёрдок предпринял ещё одну 
отчаянную попытку получить полный контроль 
над Sky plc. Так как предыдущее предложение не 
впечатлило комиссию, 21century Fox сделало ещё 
одно — о продаже Sky News компании Disney — вне 
зависимости от того, одобрят или нет американские 
регуляторы грандиозную сделку на 52 миллиарда 
долларов по продаже активов Fox — Walt Disney Co 
(в предложенном в декабре варианте Sky фигурирует 
в списке продаваемых активов). Менеджеры Disney 
сразу подтвердили, что не против приобрести убы-
точный новостной канал.

Отчаянное желание Мёрдока докупить оставши-
еся акции Sky столкнулось с упорным нежеланием 
британских властей увеличивать его и так очень се-
рьёзное влияние на британские медиа и политиче-
скую систему страны. Новое предложение выгляде-
ло смелым и хитрым.

В мае свой ход сделали менеджеры Comcast. По-
явилась информация о том, что эта компания же-
лает перебить не только покупку 61% акций Sky со 
стороны 21st Century Fox, но и суперсделку по по-
купке большинства активов самой Fox со стороны 



169ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2018. № 3

Монополизация мирового медисектора на фоне конвергенции и финансиализации

Walt Disney. Comcast предложила сумму в 60 милли-
ардов долларов. Сообщалось также, что компания 
уже договорилась с крупнейшими американскими 
банками о финансировании сделки, что позволило 
предлагать покупку только за деньги (без соответ-
ствующих операций с ценными бумагами). Если же 
Comcast купит и Sky, то общая сумма сделки соста-
вит около 100 миллиардов долларов.

Руководство Comcast рассчитывало на то, что 
Disney не сможет перебить предложение в 60 мил-
лиардов долларов, хотя Мёрдок и желает продать 
свои активы именно Walt Disney, в том числе чтобы 
получить влияние на эту компанию, возможно пу-
тём уступок ему ценных бумаг Disney и вхождения 
в совет её директоров.

Но компания Руперта Мёрдока ответила на это 
ещё более привлекательным предложением на сумму 
в 71 млрд. долларов (38 долларов за акцию).

Ходы Мёрдока оказались более сильными. В июне 
министр по делам культуры, туризма и СМИ зая-
вил, что Великобритания не имеет возражений про-
тив сделки, в случае если 21st Century Fox продаст 
Sky News. Предложение о продаже Sky News (назван 
и главный претендент на покупку — Disney) произ-
вело на британскую власть большее впечатление. 
Впрочем, то, что Sky News будет куплена именно 
компанией Disney, выглядело ещё неочевидным — 
после более выгодного предложения о покупке, сде-
ланного Comcast.

В июле 2018 года Министерство юстиции США 
одобрило возможную сделку между Disney и 21st 
Century Fox о покупке активов последней компа-
нии — в случае если Disney продаст 22 региональ-
ные спортивные компании Fox (сеть RSN) — после 
заключения контракта. Решение пришло на фоне 
вышеописанного поражения министерства в Фе-
деральном суде — по поводу неодобрения слияния 
AT&T и Time Warner.

В августе 2018 года выяснилось, что менеджмент 
Comcast, скорее, блефовал с предложениями пере-
бить Disney в попытках купить активы 21st Century 
Fox. Покупка активов Fox со стороны Disney, уже одо-
бренная Федеральным судом в США — в интересах 
обеих компаний, а главное — их руководства. В этих 
условиях заманчивые предложения Comcast больше 
напоминали PR-ходы. Теперь вопрос в том, какие шан-
сы у Comcast приобрести 51% акций Sky. Нынешнее 
предложение Fox (24,5 млрд. фунтов) меньше суммы 
Comcast в 26 миллионов фунтов.

Шансы Comcast увеличились после отчёта News 
Corp в августе 2018 года о чистом убытке за год 
в 1,4 млрд. долларов (в это же время за 2016—17 гг. 
было минус 643 миллиона долларов). Это худший 
показатель за пять лет — после разделения News 
Corporation — на 21st Century Fox и издательскую ком-
панию с незамысловатым названием News Corp. Это 
несмотря на то, что Times, Sunday Times и австралий-

ские издания группы увеличили подписку платных 
цифровых изданий на 12%. Менеджеры News Corp 
называют главной причиной «райт-даун» на сум-
му в почти миллиард долларов слияние Foxtel и Fox 
Sports в Австралии. Генеральный менеджер, разуме-
ется, заявил об «операционном и трансформацион-
ном успехе» за год. За Q2 2018 News Corp потеряла 
66 миллионов долларов. По стратегическому плану, 
объявленному в ноябре 2016 года, News Corp за счёт 
увольнения сотрудников в Австралии, прежде всего 
фотографов, сэкономила 40 миллионов долларов.

Крупнейшая в истории сделка — из тех, что под-
чёркивают тенденцию финансиализации медиасек-
тора — должна быть завершена осенью 2018 года. 
Самый богатый в мире частный инвестиционный 
фонд Blackstone покупает 55% акций ключевого от-
деления компании Thomson Reuters — Financial and 
Risk (F&R).

Сумма слияния оценивается примерно в 20 мил-
лиардов долларов, Thomson Reuters получит 17 милли-
ардов и сохранит за собой 45% акций F&R. Blackstone 
осуществит крупнейший «бай-аут» (финансируемый 
выкуп) с момента окончания мирового финансового 
кризиса 2007—2009 гг. — сразу TR получит 3 млрд. 
долларов, а ещё 13,5 млрд. долларов будут обеспе-
чены кредитной линией банков: JP Morgan, Bank of 
America Merrill Lynch и Citigroup и более мелкими бан-
ками (их будет 21, они внесут примерно 28% займа).

В преддверии сделки, о которой было объявлено 
30 января этого года, ThomsonReuters уволила 2000 
сотрудников F&R из-за не очень хороших финансо-
вых показателей отделения и «менеджмента сред-
него уровня». Увольнения дополнили сокращения 5 
с половиной тысяч рабочих мест в F&R в 2013 году, 
которые стали очередным этапом в колоритной исто-
рии массовых увольнений как в «Рейтер» (например, 
после принятия плана Fast Forward в 2002 году), так 
и в «Томсон Рейтер» после слияния в 2008 году.

Главная цель продажи — поправить финансо-
вое благополучие не только компании, но и топ-
менеджеров. Семья Томсон получит от сделки сум-
му, сопоставимую с той, что потратила на слияние 
Reuters в 2008 году. Выручка Рейтер составит 300 
миллионов долларов, кроме того F&R будет осущест-
влять ежегодную выплату Reuters News в размере 
325 миллионов долларов в течение 30 лет. Сделка 
должна также в очередной раз изменить трестовые 
ограничения в структуре Reuters, но конкретно, как 
это произойдёт сейчас, пока не сообщается. Сумму 
выплат должны несколько увеличить, но менед-
жмент будет ужесточаться и далее. Blackstone, как 
и другие частные инвестиционные компании, из-
вестна своими беспрецедентными мерами жесткого 
и жестокого финансового менеджмента, связанного 
с массовыми увольнениями, урезаниями зарплат 
и другими неолиберальными механизмами по «со-
кращению расходов».



170 ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2018. № 3

В. И. Сапунов

В новый совет директоров F&R из 10 человек во-
йдут 5 представителей Blackstone и 4 представителя 
Thomson Reuters. Президент и глава отделения будет 
членом совета директоров без права голоса. По ин-
формации от источников в TR, компания Blackstone 
на переговорах выторговал себе выгодные условия 
слияния, учитывая не очень хорошие экономические 
показатели F&R за последние 2 года.

Новости о сделке только ухудшили финансовые 
показатели компании. 11 мая Thomson Reuters отчи-
талась об убытках за Q1 2018 года в 339 млн. долла-
ров (48 центов на акцию) по сравнению с прибылью 
в Q1 2017 года в 297 миллионов долларов (41 цент 
на акцию). Покупка должна быть одобрена соответ-
ствующими регуляторами ЕС, из-за этой процедуры 
намеченная в январе дата (1 июля) оказалась нере-
алистичной.

И еще об одной сорванной сделке. В августе 
2018 года сорвалась сделка между Sinclair Broadcast 
Group и Tribune Media — на сумму в 3,9 миллиардов 
долларов. Tribune вышла из соглашения на фоне 
того, что американский регулятор телекоммуника-
ционной сферы FCC и Министерство юстиции США 
начали расследование по поводу «близкой связи» 
Sinclair с президентом Трампом. Tribune обвинила 
Sinclair в том, что она вела себя с властями «необо-
снованно агрессивно» и не смогла договориться по 
поводу продажи телестанций на совпадавших по ре-
гиональным рынкам территориям (чтобы избежать 
там обвинений в монополизации): не только вышла 
из сделки, но и подала в суд на партнёра по прова-
лившейся сделке. Аннулирование сделки было рас-
критиковано Трампом в его «Твиттере». Трамп на-

звал отмену сделки между двумя поддерживающими 
его медиагруппами позором. При доминировании 
республиканцев во всех ветвях власти — в FCC боль-
шинство у демократов. Теперь, говорят, что главный 
претендент на покупку Tribune — это 21st Century 
Fox Руперта Мёрдока.

По результатам исследования можно сделать 
следующие выводы.

1. Монополизация мирового медиасектора идёт 
на фоне тенденции конвергенции. Слияние AT&T 
и Time Warner, где одна компания является распро-
странителем контента, а вторая его производителем 
иллюстрирует: опасения, связанные с конвергентны-
ми сделками 2000-х (особенно Time Warner — AOL 
или покупками компании Vivendi), уходят в прошлое.

2. Главные герои современности на мировом фи-
нансовом рынке — частные инвестиционные фон-
ды — оправились от кризиса десятилетней давности 
и снова совершают грандиозные покупки. Пример 
тому — покупка крупнейшей частной инвестицион-
ной компанией в мире Blackstone 55% акций ключе-
вого отделения компании Thomson Reuters — Financial 
and Risk (F&R).

3. Тенденция демонополизации в 2018 году на 
фоне одобрения Федеральным судом США слияния 
AT&T и Time Warner выглядит неочевидной. Сорван-
ных антимонопольными регуляторами сделок между 
компаниями «первого ряда» не было (в более мел-
ких масштабах — это проваленное FCC и Министер-
ством юстиции США слияние Sinclair Broadcast Group 
и Tribune Media). Расколы компаний на 2 или несколь-
ко, подобные тем, что были в News Corp, Viacom или 
Time Warner, в этом году отсутствуют.

Воронежский государственный университет
Сапунов В. И., доктор филологических наук, профессор 

кафедры телевизионной и радиожурналистики
E-mail: vsapunov76@rambler.ru

Voronezh State University
Sapunov V. I., Doctor of Philological Sciences, Professor of 

the Department of Television and Radio Journalism
E-mail: vsapunov76@rambler.ru




