
© Сапунов В. И., 2017

УДК 070.1: 327 (470: 477)

УЖЕСТОЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В ЗАРУБЕЖНОМ МЕДИАСЕКТОРЕ

В. И. Сапунов

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 3 ноября 2017 г.

Аннотация: статья призвана дополнить отечественные исследования массовой коммуникации 
политэкономическим анализом событий, связанных с ужесточением менеджмента в зарубежном 
медиасекторе за последний год — на основании релевантных примеров.
Ключевые слова: ужесточение медиаменеджмента, финансиализация, коммерциализация, уволь-
нения журналистов, сокращение журналистской продукции.

Abstract: the issue aims at supplementing investigations of mass communication with political and economic 
analysis of events linked with toughening of management in foreign media sector over the latest year — basing 
on relevant examples.
Keywords: toughening of management, financialization, commercialization, sacking of journalists, reduction 
of journalist content.

Ужесточение медиаменеджмента остаётся од-
ной из важнейших тенденций развития зарубежных 
СМИ. Основными факторами ужесточения являются:

•	 увольнение журналистов, творческих и тех-
нических работников редакций;

•	 закрытие СМИ;
•	 ликвидация печатных версий газет и жур-

налов;
•	 сокращение тиражей;
•	 сокращение периодичности выхода изданий;
•	 уменьшение количества редакционных мате-

риалов в пользу рекламных и ПР-материалов;
•	 уменьшение количества текстового матери-

ала в пользу иллюстраций;
•	 объединение функций СМИ, принадлежащих 

одной группе;
•	 объединение функций конкурирующих из-

даний;
•	 перенос производства в офшорные зоны;
•	 внедрение в редакциях репрессивных форм 

менеджмента (партиципационный, стрессо-
вый менеджмент, ликвидация должностей, 
стаффлизинг и тому подобные).

Всё это ведёт к понижению качества инфор-
мационной продукции, сжиманию пространства 
информационного плюрализма и, таким образом, 
сужает возможности аудитории получать объектив-
ную картину реальности. Автор не раз обращался 
к обозначенным выше проблемам [1]. Данная ста-
тья призвана дополнить отечественные исследова-
ния массовой коммуникации политэкономическим 
анализом соответствующих событий в зарубежном 
медиасекторе за последний год на основании реле-
вантных примеров.

Финансиализация медиасектора и, соответствен-
но, ужесточение финансового менеджмента ведет 
к беспрецедентным сокращениям персонала. В ок-
тябре 2016 года вся новостная редакция Wall Street 
Journal получила предложения о досрочном оконча-
нии контрактов — с компенсацией. Американское 
трудовое право в этом плане очень простое — если 
работник не соглашается на buyout (компенсиро-
ванное завершение контракта), он получает layoff 
(увольнение без компенсации). Простота, конечно, 
не без коварства — layoff формально дает больше 
шансов вернуться на прежнее место работы, тогда 
как buyout практически лишает такой возможности.

Но данный случай уникален: Руперт Мердок со-
брался уволить всю новостную редакцию одной из 
наиболее влиятельных газет мира. Обычно сокра-
щают не более 10—15% работников, до большего 
количества доходит только в условиях кризиса, а до 
полного — в случае ликвидации. В WSJ подобного не 
было даже в годы «второго газетного мора» 2007—
2009 годов. Новый редакционный коллектив обяза-
тельно будет меньше по составу и получит худшие 
условия труда, хотя, возможно, в нем и останется 
кто-то из старого состава.

Ранее News Corp. (владелец Wall Street Journal) со-
общала, что собирается модернизировать новостную 
редакцию — с целью сокращения расходов в ответ 
на падение доходов от печатной рекламы. Увольне-
ния журналистов прогнозировались, но не такого 
масштаба. Хотя, учитывая общую неолиберальную 
тенденцию не заключать трудовые соглашения на 
длительное время, общий срок предложенного ком-
пенсированного завершения контрактов будет пла-
вающим, но точно небольшим.

А через год — в октябре 2017 года руководство 
Wall Street Journal прекратило печатать европейское 



124 ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2017. № 4

В. И. Сапунов

и азиатское издания. Первое выходило с 1983 года, 
второе появилось на 7 лет раньше. Эту меру менед-
жмент принимает по результатам отчета владельца 
WSJ — компании News Corp. — за финансовый год, 
закончившийся 30 июня. Крупнейшая в мире печат-
ная монополия сообщила об убытках в 643 миллио-
на долларов, тогда как прибыль за предыдущий фи-
нансовый год составила 235 миллионов долларов.

Таким образом, печатная версия WSJ теперь будет 
выходить только в США. Газета по-прежнему наде-
ется на азиатских и европейских читателей, но уже 
только в качестве платных подписчиков на цифро-
вую версию. Аудитория интернет-портала wsj.com, 
который первым в мире среди сайтов крупных газет 
стал полностью платным, сейчас составляет 1,27 млн. 
читателей. Только за последнюю финансовую чет-
верть она выросла на 322 тысячи подписчиков [2].

Что касается европейского издания WSJ, то раз-
говоры о возможности сокращения его тиражей шли 
не один год. Внимание к проблеме реализации ев-
ропейского варианта привлёк, например, скандал 
2012 года, когда газета опубликовала два материала 
о голландской образовательной компании Executive 
Learning Partnership в обмен на то, что та выкупила 
часть бесплатного тиража WSJ для дальнейшего рас-
пространения в голландских колледжах.

Еще один иллюстративный пример ужесточе-
ния медиаменеджмента компанией Руперта Мердо-
ка — события в Sky Italia. В августе менеджмент фи-
лиала британской Sky объявил министерству труда 
о планах сократить 102 человека — хотя в мае чис-
ло предложенных сокращений равнялось 124. Тра-
диционно, после переговоров с отраслевыми про-
фсоюзами, количество увольняемых в странах ЕС 
и США немного уменьшается. Различные источники 
называли цифры: от 50—60 (в самой компании) до 
80 человек (профсоюзные источники). Спекуляции 
на тему окончательного числа увольняемых сотруд-
ников закончились в октябре. Компания направила 
уведомления об увольнении с 31 октября 63 своим 
сотрудникам.

При этом по-прежнему остаётся неясной схема 
увольнений. Sky хочет перенести римскую редакцию 
Sky Tg24 в Ломбардию, в Милан, и уволить при этом 
часть сотрудников. Профсоюзы категорически возра-
жают против ликвидации редакции Sky Tg24 в Риме, 
но, как показывает практика, работодатель в ре-
зультате коллективных переговоров с профсоюзами 
(даже там, где они особенно сильны — во Франции 
и Италии) соглашается лишь на частичные уступки, 
но никогда полностью не отменяет планов по «опти-
мизации» — в рамках одной из ключевых неолибе-
ральных догм — ужесточения медиамеджмента [3].

В августе 2016 года британский общенациональ-
ный канал Channel 5 отчитался об увеличении дохо-
дов и возвращении прибыли в результате того, что 
их новый владелец — Viacom (после покупки Пятого 

канала у Northern & Shell Ричарда Десмонда) — в про-
шлом году сократил почти 100 рабочих мест (с 313 
до 227), а также осуществил аутсорсинг двух своих 
подразделений в Sky.

Похожая история произошла в 2009 году, когда 
Channel Five еще принадлежал RTL Group. Тогда ру-
ководство RTL (собственность немецкого концерна 
Bertelsmann) уволило 87 сотрудников Пятого канала 
(25% персонала) на фоне падения в Q1 поступлений 
от рекламы на 20% (это был худший показатель среди 
крупнейших каналов). В июне программный бюджет 
был урезан на 25% (наибольшее сокращение среди 
общенациональных каналов). Также были объедине-
ны юридический и бизнес-отделы, были уменьшены 
комиссионные для их сотрудников.

На какое-то время это помогло, вернулись при-
были, а потом RTL все равно продала Channel 5 Дес-
монду. А тот потом продал канал Viacom.

Тем временем в самой RTL увольнения продол-
жаются. Менеджмент телекомпании RTL Belgium 
в середине сентября 2017 года обнародовал план по 
сокращению количества сотрудников. В начале октя-
бря он был конкретизирован: были анонсированы 
увольнения 15 работников рекламной службы и 30 
сотрудников информационной редакции, позже к ним 
добавились 36 человек из отдела выпуска программ.

Всего планируется уволить 105 сотрудников — 
при общей численности редакции примерно в 750 
человек, из которых около 200 не являются штат-
ными работниками.

Предлогом для увольнений менеджеры RTL 
Belgium называют то, что французский телеканал 
TF‑1 «изучает возможность прийти на бельгий-
ский рынок», а также цифровизацию производства.

Впрочем, бельгийские профсоюзы совершенно 
не впечатлены такими объяснениями, синдикаты 
видят в них обычные неолиберальные меры в ин-
тересах топ-менеджеров и крупнейших акционеров. 
«Зачем увольнять сотрудников, когда TF‑1 еще не 
забрал у RTL ни одного евро? TF‑1 изучает возмож-
ность коммерческого вещания в Бельгии уже 30 лет, 
почему увольнения понадобились именно сейчас?»

Обеспокоенность высказывают и бельгийские 
журналистские организации, которые считают, что 
менеджмент RTL Belgium на пути превращения ка-
нала в бельгийский M6 (французский развлекатель-
ный музыкальный канал). Есть сведения о том, что 
новости могут быть удалены из программной сетки 
или сокращены до 15-минутного выпуска [4].

Кроме того, в сентябре 2017 года появилась ин-
формация о том, что RTL France может быть интегри-
рован в группу M6 (оба канала фактически принад-
лежат медиагруппе Bertelsmann) — с ликвидацией 
от 30 до 50 должностей, но без увольнений сотруд-
ников [5].

Доходы от рекламы одного из крупнейших плат-
ных телеканалов Европы — Canal Plus — к сентябрю 



125ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2017. № 4

Ужесточение менеджмента в зарубежном медиасекторе

2017 упали за два года в 2 раза — до 73 миллионов 
евро. В 2016 году они понизились на 38%. Француз-
ские СМИ называют положение Canal Plus катастро-
фическим [6], поскольку к падению рекламных до-
ходов можно добавить забастовку офиса по работе 
с клиентами в Ренне (после того как был закрыт от-
дел по работе с клиентами в Сен-Дени, были уволе-
ны 153 сотрудника и было объявлено, что функции 
закрытого отдела перейдут к реннскому), исход жур-
налистов (в конце 2016 года Canal+ покинуло около 
100 журналистов его информационной службы iTélé 
(теперь CNews) — из-за несогласия с редакционной 
политикой), постоянное уменьшение собственной 
продукции, неудачные проекты, закрывающиеся по-
сле первого сезона [6].

Хотя руководство стандартно объясняло репрес-
сивные неолиберальные меры необходимостью повы-
шения эффективности (звучало, как обычно, странно: 
закрытие отдела по работе с клиентами по причине 
постоянных потерь абонентов с 2012 года), практиче-
ски нет сомнений, что это связано с покупкой группой 
Vivendi — владельцем Canal Plus — недостающих до 
контрольного пакета акций Telecom Italia. За день до 
закрытия офиса в Сен-Дени Еврокомиссия одобрила 
эту сделку. До того времени Vivendi принадлежали 
23,94% итальянской компании.

Здесь мы привели лишь наиболее релевантные 
и иллюстративные примеры ужесточения менед-
жмента в зарубежном медиасекторе за последний 
год. Можно добавить и другие, например, августов-
ские волнения 2017 года в редакции Financial Times, 
после того как журналист издания был уволен без 
предупреждения и компенсации. Но и приведённые 
случаи наглядно демонстрируют, что менеджеры за-
граничных СМИ продолжают усугублять данную тен-
денцию, делают это с несгибаемой изобретательно-
стью и постоянством. Это обусловливает важность 
и перспективность изучения и анализа соответству-
ющего материала отечественными исследователями 
массовой коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА
1.  См. ,  например: Wladimirz Sapunow. Wzrost 

bezwzględności w zarządzaniu mediami w Europie zachodniej 
w warunkach kryzysu finansowego / Wladimirz Sapunow // 
Zeszyty Prasoznawcze. — Kraków, 2011. — Nr. 1˗2 (205˗206). — 

S. 107—125; Сапунов В. И. Газетная индустрия США в ус-
ловиях финансового кризиса: ускорение в плохом на-
правлении / В. И. Сапунов // Акценты: новое в массовой 
коммуникации. 2009. — № 3˗4. — С. 44˗64; Сапунов В. И. Уже-
сточение менеджмента в газетной индустрии Велико-
британии в условиях финансового кризиса / В. И. Сапу-
нов // Русский язык в современном медиапространстве. 
Сборник трудов Международной практической конфе-
ренции. —Белгород, 2009. — С. 478˗484; Сапунов В. И. Уже-
сточение менеджмента и другие события в медиасекторе 
Великобритании в 2009 году / В. И. Сапунов // Современ-
ные проблемы журналистской науки. Ежегодный сбор-
ник научных статей. — Воронеж, 2009. — С. 64˗91; Сапу-
нов В. И. Ужесточение медиаменеджмента в крупнейших 
континентальных странах ЕС в условиях финансового 
кризиса / В. И. Сапунов // Акценты. Новое в массовой 
коммуникации. — 2010. — № 3˗4.

2. Wall Street Journal stops publishing Asian and European 
print editions. — URL: https://www.theguardian.com/
media/2017/sep/29/wall-street-journal-stops-publishing-
asian-european-editions (дата обращения: 31.10.2017).

3. Sky Italia, lettere di licenziamento a decine di lavoratori. 
Anche se avevano accettato di spostarsi da Roma a Milano. — 
URL: http://www.ilfattoquotidiano.it/2017/10/02/sky-italia-
lettere-di-licenziamento-a-decine-di-lavoratori-anche-se-
avevano-accettato-di-spostarsi-da-roma-a-milano/3890830/ 
(дата обращения: 31.10. 2017).

4. 36 licenciements supplémentaires à la production chez 
RTL. — URL: http://www.lesoir.be/118375/article/2017—10—
09/36-licenciements-supplementaires-la-production-chez-rtl; 
Le personnel de RTL se prépare à une vague de licenciements. — 
URL: http://www.lesoir.be/118375/article/2017—10—09/36-
licenciements-supplementaires-la-production-chez-rtl (дата 
обращения: 30.10.2017).

5. RTL, 50 SUPPRESSIONS DE POSTES MAIS AUCUN 
LICENCIEMENT. — URL: http://www.STRATEGIES.FR/
ACTUALITES/MEDIAS/1071068W/RTL‑50-SUPPRESSIONS-
DE-POSTES-MAIS-AUCUN-LICENCIEMENT.HTML (дата об-
ращения: 27.10.2017).

6. La rentrée de Canal+ est-elle une "catastrophe 
industrielle"? — URL: http://www.lexpress.fr/actualite/
medias/la-rentree-de-canal-est-elle-une-catastrophe-
industrielle_1942635.html?utm_term=Autofeed&utm_
c a m p a i g n = E c h o b o x & u t m _ m e d i u m = S o c i a l & u t m _
source=Twitter&link_time=1505241751#xtor=CS3—5083 
(дата обращения: 10.10.2017).

Воронежский государственный университет
Сапунов В. И., доктор филологических наук, профессор 

кафедры телевизионной и радиожурналистики
E-mail: vsapunov76@rambler.ru

Voronezh State University
Sapunov V. I., Doctor of Рhilological Sciences, Professor of 

the Department of Television and Radio Journalism
E-mail: vsapunov76@rambler.ru


