
ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009, №2

ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009, №2 145

Первый же рыночный этап новейшей исто-

рии отечественной прессы (1990–1996 гг.) ока-

зался буквально раздираем противоречиями. Для 

российской журналистики это был этап «Великих, 

но Упущенных Возможностей». 

Журналистам, работающим в газетах в 199–

1993 годов, повезло оказаться «в нужное вре-

мя в нужном месте». С фактической сменой 

общественно-политической формации в стране и 

появлением Закона РФ «О СМИ» (1991 год) кар-

динально изменилась и система средств массовой 

информации. СМИ в течение небольшого отрезка 

времени необходимо было «перелететь» из социа-

лизма в капитализм. «Без потерь» на этом стреми-

тельном пути обойтись было невозможно.

Кардинальные изменения, происходящие в 

этот период в системе СМИ, можно обозначить 

следующими основными характеристиками:

1. Разрушение вертикальной коммуни-
стической системы СМИ и начало создания 
государственно-рыночной системы СМИ. Ком-

мунистическая вертикаль СМИ десятилетиями 

связывала газету Центрального комитета КПСС 

«Правду» с районными и многотиражными из-

даниями на всей территории СССР. Газеты стра-

ны безропотно несли многолетнюю службу «кол-

лективных агитаторов, пропагандистов, орга-

низаторов». После событий 1991 года, факти-

чески ликвидировавших Коммунистическую 

партию Советского Союза и социалистический 

строй в стране, была разрушена и вертикальная 

партийно-советская система СМИ. Партийная 

УДК 070 (091) (47+57) «1990/1996»

ЭПОХА ВЕЛИКИХ, НО УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГАЗЕТ: 

1990–1996 ГГ.

© 2009 А.А. Золотухин

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 17 августа 2009 года

Аннотация: в статье исследуется один из периодов новейшей истории отечественных 

СМИ, определяемый временными рамками 1991–1996 гг. Анализируются основные 

процессы, происходящие в это время в системе отечественных газет. Выясняются основные 

характеристики изменения статуса и учредителей газет, случившиеся в этот период. 

Классифицируются отношения: «старый учредитель – газета – новый учредитель-

собственник». 

Ключевые слова: новейшая история СМИ, государственно-рыночная система СМИ, газета 

как субъект рынка, учредитель, владелец, собственник СМИ, медиагруппа, медиахолдинг.

Abstract: In this article one of the periods of the newest history of home media is investigated, deter-

mined by the time frames of 1991-1996 years. The main processes are analyzed, proceeding at this 

time in the system of home newspapers. The main characteristics of status changes and the newspapers 

founders are explained happened in that period of time. The relations are classified: “the old founder 

– the newspaper – the new founder – the proprietor.” 

Key words: the newest history of Media, the state-market system of Media, the newspaper as market 

subject, the founder, the owner, the owner of Media, the mediagroup, the mediaholding. 

© Золотухин А.А., 2009



ЭПОХА ВЕЛИКИХ, НО УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГАЗЕТ

ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009, №2146

пресса была «отпущена на свободу». Но вместе 

со свободой редакции получили и тяжёлую ношу 

ответственности за свои издания, ответственно-

сти, прежде всего финансовой. В 1991 году мно-

гие печатные СМИ были ещё безубыточными, 

а то и прибыльными. Но в 1992 году произошла 

известная либерализация цен. Стоимость элек-

троэнергии, связи, бумаги подскочила в сотни 

раз. Подписка же при этом была оплачена чита-

телями на год вперёд. В первые месяцы нового, 

1992 года, получалось так, что чем больший ти-

раж набрали газеты в ходе подписной кампании, 

тем большие убытки они понесли бы в предсто-

ящем году. В связи с этим многие газеты вынуж-

дены были провести «переподписку» и «допод-

писку»: обратиться к читателям с просьбой вне-

сти деньги ещё раз. Издания по-разному выхо-

дили из кризисной ситуации: одни газеты сни-

зили периодичность, другие – увеличили в не-

сколько раз розничную цену. Можно отметить 

и то, что в эти тяжелые времена население на-

чало терять интерес к регулярному чтению га-

зет и журналов, вследствие чего тиражи, особен-

но подписные, стали буквально обрушиваться. 

Поэтому возник вопрос о необходимости пря-

мых дотаций СМИ государством. В этой ситуа-

ции СМИ повели себя по-разному. «Московские 

новости» и «Коммерсантъ» смогли сразу же от-

казаться от этого предложения. Министр печа-

ти РФ М. Полторанин вскоре предложил рас-

пространить сферу господдержки только на из-

дания, «работающие на возрождение России». 

Таких газет, по его мнению, было две – «Труд» и 

«Комсомольская правда». Необходимость под-

держать именно эти газеты объяснялась автори-

тетом этих изданий в читательской среде, высо-

ким уровнем профессионализма, качеством ин-

формации, объективностью.

Тем не менее, в 1992–1995 гг. дотации выде-

лялись достаточно широкому кругу средств мас-

совой информации. Приоритеты и предпочтения 

при этом отдавались формирующимся государс-

твенным изданиям.

Можно ли сказать о том, что уже в этот 

период на смену вертикальной системе СМИ, 

подконтрольной КПСС, пришла горизонтальная 

рыночная система СМИ? На этот вопрос нельзя 

дать положительный ответ. Рыночные механиз-

мы действительно начали появляться уже в этот 

период. Отметим такие основные для рыночных 

отношений характеристики, как обособление 

собственности и собственника и формирующаяся 

конкурентная среда. Но эти известные рыночные 

основы соседствовали со старыми механизмами 

планового хозяйства и продолжающейся моно-

полистической роли в этой сфере государства в 

лице различных институтов. Роль государства 

выражалась и в создании уже в этом периоде 

неравных условий между СМИ государственны-

ми – дотируемыми и негосударственными – не 

получающими дотаций. Таким образом, в России 

вместо классической рыночной системы СМИ 

c равенством условий для всех и конкурентной 

борьбой по правилам, начала создаваться госу-

дарственно-рыночная система СМИ, в которой 

дисгармонично соседствовали командно-адми-

нистративные и рыночные механизмы и законы. 

К тому же эти процессы изменений системы СМИ 

происходили на фоне явно разрывающегося ин-

формационного пространства большой страны. 

Целостность информационного пространства 

России в этот период с трудом сохраняли от 

«прорывов и прорех» два общенациональных 

телеканала, да горстка чудом выживших обще-

национальных газет. 

2. Появление новых, демократических За-
конов о СМИ, создавших правовую основу для 
последующего изменения системы СМИ в России. 
Необходимо акцентировать внимание на то, что 

обозначенный период начинается не с 1991 года, а 

с 1990-го. Этим же годом датируют начало самого 

лучшего периода российской прессы, такие теоре-

тики и практики журналистики, как Е.В. Яковлев, 

И.И. Засурский и шотландский исследователь 

Брайан Макнейер [1]. 

Именно в 1990 году, ещё до фактической 

смены формации в стране и ликвидации СССР в 

этом государстве вышел первый закон «о СМИ». 

Этот закон и стал правовой базой для форми-

рования современной системы отечественных 

СМИ. Согласно «Закону о СМИ» СССР учре-

дить средство массовой информации могли пар-

тийные, общественные, коммерческие органи-

зации или отдельные граждане.

Закон, который разработали видные россий-

ские юристы, по мнению многих экспертов, был 

и остаётся одним из лучших в мире. На его осно-

ве в 1991 году был подготовлен и принят «Закон 

о СМИ» РФ. Отметим, что демократический по 

сути закон о СМИ появился ещё в социалисти-

ческом Советском Союзе, в старой общественно-

политической формации. В 1990 году новые 

СМИ, например, «Коммерсантъ», начали функ-

ционировать уже согласно новому закону. Есте-

ственно, у истории нет сослагательного наклоне-

ния, но было бы чрезвычайно любопытно взгля-

нуть, что представляла бы собой обновленная ука-

занным законом система СМИ в нашей стране, 

останься живы КПСС и СССР? Сопоставляя воз-

можные версии дальнейшего развития Советско-

го Союза с тем, что происходило и происходит в 

реальности можно предположить, что эта систе-

ма СМИ была бы в значительной степени похо-

жа на ту, что мы имеем сегодня.



147

А.А. Золотухин

ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009, №2

3. Рождение и начало развития многообразной, 
многополярной, многопартийной системы СМИ, 

ориентированной на осуществление основных 

демократических функций журналистики, та-

ких как создание общественного мнения и уча-

стие в формировании властных институтов. Это 

время можно назвать периодом проявления сущ-

ностной природы прессы в демократическом об-

ществе. Она играла в нём активную, самостоя-

тельную роль, что сказалось, например, во вре-

мя мощной антивоенной кампании, разверну-

той российской печатью в ходе первой чечен-

ской войны (1994–1995 гг.). 

Именно в этот период СМИ начали ощущать 

себя «четвёртой властью». Пресса, радио и теле-

видение активно сотрудничали с политическими 

силами, во многом оставаясь локомотивом обще-

ственно-политических преобразований. СМИ 

оставались не только действенным инструментом, 

но иногда и активным игроком формирования 

властных институтов Российской Федерации.

Обозначенные изменения во многом были 

подготовлены предыдущим периодом, возродив-

шим в широких кругах советской общественности 

дух «революционного романтизма». Понятно, что 

через непродолжительное время, а именно уже 

к началу 1990-х годов, многие революционно-

романтические мечты оказались иллюзорными. 

Но СМИ, сыгравшие исключительную роль в 

1985–1991 годах, всё ещё сохраняли свой высокий 

авторитет и уровень доверия аудитории. В этот 

же период начали появляться неизвестные в со-

ветское время частные СМИ, которые не только 

создавались, но и преобразовывались в процессе 

смены учредителей старых, известных изданий.

4. Изменение статуса, приватизация СМИ. 
Возможности получения (приобретения) СМИ в 
собственность. Появление независимых, учрежден-
ных трудовыми коллективами, редакциями, СМИ. 
Первые покупки СМИ начинающими капиталиста-
ми. В 1991–1993 годах у журналистов, работающих 

в общенациональных, региональных и местных 

газетах России, появились возможности, анало-

гов которым в мировой истории СМИ не было. У 

редакций газет, согласно новому Закону о СМИ, 

появилась возможность выбора своей организа-

ционно-правовой формы, в которую облекалась 

деятельность редакции – юридического лица. 

Фактически по новому закону у журналистов 

и трудовых коллективов редакций появилась 

возможность получить в собственность издания, 

в которых они трудились вместе со всеми их 

активами, включая помещения и оборудование. 

Собственностью журналистов таких газет, как 

«Правда», «Советская Россия», «Комсомольская 

правда», «Известия» и целого ряда других изданий 

могли стать и самые дорогостоящие, нематери-

альные активы газет – их имя, бренд, репутация, 

доверие и любовь аудитории – то, что создавалось 

не одним поколением советских редакторов и 

журналистов на протяжении всего ХХ века.

Этими сокровищами редакторы и журна-

листы воспользовались по-разному. В общем, 

процессы изменения статусов газет и смены 

учредителей, фактически – собственников, про-

шедшие в 1991–1993 годах, можно определить 

двумя основными векторами и несколькими 

сценариями внутри них.

Первый вектор изменений: большинство ре-

дакций региональных и местных (районных) газет, 

учредителями которых в советские времена были 

партийные комитеты КПСС и Советы народных 

депутатов, пошли по пути создания муниципаль-

ных, государственных предприятий. При таком 

варианте развития мало что менялось – газеты, 

как и в прежние годы, получали государствен-

ные и муниципальные дотации, вследствие чего 

многие оставшиеся со времён КПСС руководи-

тели не заботились о наполнении доходной части 

бюджета СМИ. Это был выбор руководства тех 

или иных газет и трудового коллектива в целом. 

Хотя сумма дотаций оказывалась гораздо ниже 

необходимой и планируемой, заработная плата 

журналистов – минимальной даже по сравнению 

с другими категориями муниципальных и госу-

дарственных служащих, журналисты и редакто-

ры не хотели уходить из-под опеки государства, 

опасались ухудшения своего и без того нелёгкого 

положения. Нельзя не отметить, что ситуация, 

сложившаяся в муниципальных и государствен-

ных газетах с начала 1990-х годов, до настоящего 

времени была и остаётся относительно стабиль-

ной, менее подверженной разнообразным рискам, 

чем у изданий, избравших другой путь развития. 

Согласно «Атласу муниципальной прессы Рос-

сийской Федерации» [2], в котором представлена 

региональная и местная (районная) пресса всех 

субъектов Российской Федерации, в 2006 году в 

России насчитывается 2 564 муниципальных и 

государственных газет этих уровней, тогда как 

газет, имеющих других учредителей – 702.

Второй вектор: учредителями и собственни-

ками газет стали иные юридические лица, прежде 

всего, трудовые коллективы и редакции СМИ.

События в этом векторе развивались по не-
скольким сценариям.

Первый: в результате смены собственника тру-

довой коллектив стал владельцем своего медиа-

предприятия и надолго сохранил за собой газету. 

При этом СМИ кардинально не изменили свою 

миссию, концепцию, стратегию. Такие газеты про-

должали двигаться в русле своих традиций, хотя и 

с учётом новых рыночных реалий. Известными га-

зетами, в которых осуществился подобный сцена-



ЭПОХА ВЕЛИКИХ, НО УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГАЗЕТ

ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009, №2148

рий, стали «Аргументы и факты» и «Московский 

комсомолец». Это выяснилось по прошествии до-

статочно большого периода – последующего де-

сятилетия, в течение которого газеты не поменя-

ли ни концепций, ни форматов, ни учредителей. 

Но учредительство СМИ трудовым коллекти-

вом тоже имело разные варианты. Уже в середине 

1990-х годов основными владельцами «Аргумен-

тов и фактов» и «Московского комсомольца», 

контролирующими этот бизнес, стали главные 

редакторы этих изданий В. Старков и П. Гусев. 

Несколько иначе развивалась ситуация в ряде 

крупных региональных газет. Среди изданий, 

отказавшихся становиться муниципальными 

и государственными, оказались «Челябинский 

рабочий», «Красноярский рабочий», «Комму-

на» (Воронеж), «Вольная Кубань» (Краснодар), 

«Амурская правда» (Благовещенск), «Советский 

Сахалин» и некоторые другие издания. Созда-

вая новую организационно-правовую основу, 

редакторы и журналисты основывались на двух 

законах: «Законе о СМИ» и «Законе о Товарищес-

твах с ограниченной ответственностью (ТОО)». В 

воронежской «Коммуне» стать соучредителями 

своего издания и внести вклад в уставной капитал 

нового товарищества согласились 24 журналиста, 

сотрудника, включая главного редактора В. Жиха-

рева. Доли, внесённые в уставной капитал, были 

равными, равные права и возможности, в том 

числе возможности иметь дивиденды, получили и 

все сотрудники – нынешние совладельцы газеты. 

Такое равноправное положение сохраняется в 

«Коммуне», как и ещё в нескольких региональных 

российских газетах, до настоящего момента 

Второй вариант развития ситуации, связанной 

со сменой собственника, выглядел так: в процес-

се изменения учредителей произошло перерас-

пределение властных полномочий внутри тру-

дового коллектива, было избрано новое руко-

водство, новый главный редактор. Произошед-

шие кадровые изменения привели к смене кур-

са газеты, стратегий, концепции. По сути, эти 

процессы во многом были связаны с попытками 

очень быстро встроить СМИ в складывающую-

ся в стране рыночную систему. По такому вари-

анту развивались события в начале 1990-х годов 

в «Комсомольской правде» и «Известиях» – ре-

дакциях, имеющих старейшие и авторитетней-

шие в стране и известные в мире бренды. 

Интересно, что в конце описываемого пе-

риода ситуация в двух ведущих российских га-

зетах была похожа тем, что и в «Известиях», и 

в «Комсомольской правде» влияние и голос ру-

ководителей И. Голембиовского и В. Сунгор-

кина, являющихся одновременно совладельца-

ми газет, оказались определяющими. Дирекция 

«Комсомольской правды» в лице В. Сунгорки-

на, В. Шкулёва, А. Лапина, А. Панкратова и др., 

в начале 1990-х сильно потеснившая в «Комсо-

мольской правде» «редакционную часть», к се-

редине 1990-х гг. уже полностью контролирова-

ла и творческую, и экономическую ситуации в 

газете. В «Известиях», по мнению ведущих жур-

налистов газеты, «постепенно начал развивать-

ся принцип «демократического тоталитаризма», 

проявляющийся в снижении уровня влияния и 

полномочий редакционной коллегии и приня-

тии решений по целому ряду ключевых вопро-

сов единолично главным редактором»1. 

Итогом описываемого периода была покупка 

этих двух газет крупным капиталом, фактически 

означавшая окончание одного, «золотого пе-

риода» отечественной журналистики, и начало 

второго – проходящего под флагом диктатуры 

крупного бизнеса.

Третий сценарий: в ходе смены статуса газет 

трудовые коллективы почти сразу же решили про-

дать своё издание инвесторам – частным лицам, 

пришедшим со стороны. Так ситуация развива-

лась в газетах «Правда» и «Советская Россия». 

Интересен сам факт того, что подобная схема 

смены учредителя и, фактически, владельца из-

дания произошла именно в этих двух изданиях, 

до 1991 года являющихся органами Центрально-

го комитета КПСС и РСФСР. Поиск причин при-

водит нас к ситуации августа 1991 года. Сразу же 

после событий, получивших название «августов-

ский путч» и связанных с попыткой созданно-

го Государственного комитета по чрезвычайно-

му положению (ГКЧП) смещения со своего по-

ста Президента СССР М.С. Горбачева и измене-

ния политического курса страны, Президент Рос-

сии Борис Ельцин, выигравший в этой революци-

онной ситуации, подписал два указа, связанных 

со СМИ. Первый, Указ № 69 «О средствах мас-

совой информации в РСФСР» отменил все ре-

шения ГКЧП по СМИ как незаконные. Соглас-

но второму, Указу № 76 «О деятельности ТАСС, 

ИА «Новости» и ряда газет по дезинформации 

населения и мировой общественности о собы-

тиях в стране», приостанавливался выпуск газет 

«Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Ра-

бочая трибуна», «Московская правда», «Ленин-

ское знамя». Приостанавливался выпуск тех газет, 

которые в период августовского путча поддержа-

ли решения ГКЧП. Имущество этих газет пред-

писывалось передать в ведение государственных 

органов России. По мнению aжурналистов газе-

ты «Правда», отправивших в это время телеграм-

мы протеста М.С. Горбачеву, Б.Н. Ельцину, в Вер-

1 Подробнее в кн.: Друзенко А. С журналистикой 

покончено, забудьте!: О друзьях товарищах, драме 

«Известий» и распаде профессии / А. Друзенко, Г. 

Карапетян, А. Плутник. – М. : Зебра Е, 2007. – 527 с.



149

А.А. Золотухин

ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009, №2

ховный Совет СССР, Верховный Совет России и 

даже Президенту США Джорджу Бушу, действия 

демократического руководства России мало чем 

отличалось от незаконных мер ГКЧП, несколь-

кими днями ранее приостановивших выпуск га-

зет («Комсомольская правда», «Московские но-

вости» и ряд других), поддерживающих действия 

руководства РСФСР в борьбе против путчистов. 

22 августа 1991 года газета «Правда» в последний 

раз вышла как «орган ЦК КПСС». Коллектив, 

оставшись без старого учредителя, принял ре-

шение попытаться продолжить выпуск издания 

«Правды» под вывеской «общеполитической га-

зеты». Но это продолжалось недолго. 

Сразу же после событий 1991 года к некото-

рым старым изданиям, имеющим репутацию и 

читателей, начали присматриваться появляющи-

еся и стремительно богатеющие в этот период ка-

питалисты. Именно в это время актуализировался 

анекдот, появившийся ещё в советское время. 

Покупатель спрашивает у продавца в газетном 

киоске сначала «Правду», затем «Советскую 

Россию», на что продавец отвечает: «Правды» 

нет, «Россия» продана, возьмите «Труд»… Первые 

продажи ведущих советских газет как раз и были 

связаны с «Правдой» и «Советской Россией», 

после событий августа 1991 года оставшихся без 

учредителя – КПСС. В апреле 1992 года был 

подписан договор о продаже газеты «Правда» 

греческим предпринимателям Янникосам, вла-

дельцам компании «Стилайт Холдингс Лимитед». 

Договор стал началом длительного скандала, 

связанного с борьбой за бренд, торговую марку 

«Правды». Как сообщалось в прессе того перио-

да: «Коллектив старой «Правды» поссорился со 

своим хозяином, греческим предпринимателем 

Яннисом Янникосом, еще в 1994 году. После 

недолгой склоки недовольные сотрудники, 

включая главного редактора Виктора Линника, 

уволились и начали издавать свою «Правду». А 

Янникос после недолгого перерыва нанял журна-

листов, которые стали делать «Правду-5». Между 

газетами начались судебные тяжбы за ордена, 

логотип, архивы и тому подобное. Победил ста-

рый коллектив, но греческий предприниматель 

не собирался сдаваться. Он продолжал издавать 

«Правду-5». А 14 мая 1997 года зарегистрировал 

ЗАО «Правда», которое сменило в числе учреди-

телей газеты его же фирму Steelite Holdings Ltd. 

Линник, который возглавлял акционерное обще-

ство «Редакция газеты “Правда”», посчитал, что 

у него украли название, и в очередной раз обра-

тился в суд. Там он смог доказать, что «Правда» и 

«Редакция газеты “Правда”» — практически одно 

и то же, и дело выиграл. Этому способствовала и 

позиция ответчика, который даже не прислал на 

заседания своего представителя» [3]. 

Несколько по-иному складывалась ситуация 

в «Советской России». Формально учредителем 

газеты стал трудовой коллектив в лице профсо-

юзной организации. Однако финансовых средств 

на выпуск издания у новых учредителей не было. 

Вскоре нашелся инвестор, ставший соучреди-

телем газеты и обязавшийся покрыть полуто-

рамиллионный долг «Советской России» перед 

издательством и выделить финансовые средства 

на выпуск текущих номеров. Им стала частная 

фирма «Завидия», принадлежащая предприни-

мателям – супругам Андрею и Галине Завидия. 

Владельцы фирмы рассчитывали, что преданные 

читатели – сторонники коммунистических убеж-

дений обеспечат им рынок сбыта емкостью около 

2 млн экземпляров ежедневно. По информации 

СМИ, активно обсуждающей ситуацию вокруг 

популярной газеты, предприниматели опровер-

гали предположения о том, что газета будет «под-

питываться» из денег приостановленной КПСС. 

Тем не менее, пресса отмечала, что бизнесмен 

Андрей Завидия в этот период был близок вы-

сшим функционерам упраздненной новой влас-

тью КПСС, а также известен тем, что на первых 

выборах президента России работал в команде 

кандидата в президенты Владимира Жиринов-

ского, являясь кандидатом в вице-президенты.

Первый номер «Советской России», учрежденной 

«Завидия» и профорганизацией газеты, вышел в 

свет уже 3 сентября 1991 года. 

«Правда» и «Советская Россия» были пер-

выми газетами, которые ощутили на себе труд-

ности, связанные с приходом частного капита-

ла в сектор СМИ. Нелёгкая финансовая ситуа-

ция в этих изданиях на протяжении первой по-

ловины 1990-х годов отягощалась чередой скан-

далов, связанных с правом обладать собствен-

ностью, а главное – именем газеты, ставшим 

в условиях рынка дорогой торговой маркой. 

 Одним из покупателей бренда «Правда» у грече-

ских бизнесменов в середине девяностых был ско-

лачивающий свою медиаимперию предпринима-

тель и политический деятель Б.А. Березовский. 

Оказалось, покупать уже было нечего. В итоге, по-

сле многочисленных скандалов, общенациональ-

ный бренд «Правда», который был создан в начале 

ХХ-го века В.И. Лениным и просуществовавший 

почти столетие, фактически утратил свою значи-

мость. То же произошло и с «Советской Россией».

В конце обозначенного периода, а именно в 

1996 году, «пал один из главных бастионов» прес-

сы, владельцами которой оставались журналист-

ские коллективы. Речь идет о «Комсомольской 

правде». «Революционный» период в издании 

завершился тем, что в 1996 году новое руковод-

ство газеты привлекло для её поддержки и раз-

вития крупного инвестора – им стала финансо-



ЭПОХА ВЕЛИКИХ, НО УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГАЗЕТ

ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009, №2150

вая группа ОНЕКСИМ В. Потанина. Инвестор 

приобрел крупный пакет акций газеты и стал её 

основным акционером. Похожая сделка случи-

лась чуть позже в «Известиях». 

6. Появление новых частных, «коммерческих» 
СМИ, в основе которых лежали как идеологичес-
кие, так и бизнес-концепции. Начало формирования 
первых издательских домов и медиахолдингов.

Первая ласточка частной прессы в России в 

новейшей истории – газета «Коммерсантъ» – по-

явилась в самом конце 1989 года, ещё до выхода в 

СССР «Закона о СМИ». После принятия в 1991 

году «Закона о СМИ» РФ на рынок хлынул поток 

новых газет. Новые издания стали появляться 

как в федеральном центре, так и в регионах и 

представляли собой как универсальные, так и спе-

циализированные газеты. Газеты основывались 

новыми институтами власти – администрация-

ми, законодательными органами, но появилось 

и множество частных изданий. Характерно, что 

большинство универсальных газет ориентиро-

вались на либеральные и демократические цен-

ности. Именно в этот период появились «Неза-

висимая газета» (1990 г.), «Общая газета» (1991 г.), 

«Сегодня» (1992 г.), «Век» (1992 г.), «Новая еже-

дневная газета», позднее ставшая «Новой газе-

той» (1993 г). Чуть позже начали формироваться 

первые медиагруппы, вскоре превратившиеся в 

медиахолдинги и медиаимперии. Первыми, кто 

понял, что СМИ через политическое влияние мо-

гут принести огромные финансовые дивиденды, 

были бизнесмены В. Гусинский и Б. Березовский, 

начавшие строительство своих медиагрупп уже 

в этот период. Создание холдинга, впоследс-

твии названного «Медиа-МОСТ», началось в 

1992–1993 годах с финансирования В. Гусинским 

газеты «Сегодня», создаваемой журналистами, 

ушедшими из «Независимой газеты», а также 

первой негосударственной телекомпании НТВ. 

Медиагруппа Б. Березовского начала создаваться 

в 1994–1995 годах в момент акционирования те-

лекомпании ОРТ. Но окончательно оформились 

эти группы уже в следующий период. 

 Подводя итоги периода, процитируем из-

вестного исследователя экономики отечествен-

ной прессы В.Л. Иваницкого: «На самом деле, 

демократическая Россия упустила исторический 

шанс сформировать по-настоящему свободный 

институт «четвертой власти» через подготов-

ку журналистских коллективов к рынку. Уже 

неоднократно было сказано, что уравнивание 

журналистских коллективов с любыми другими 

субъектами рынка через комплекс законов, вы-

шедших в 1991–1993 годах, привело к тому, что 

медиаиндустрия была взята крупным бизнесом в 

свои руки без лишнего финансового и нравствен-

ного напряжения. Огромный журналистский цех 

был лишен богатейших хозяйственных ресурсов, 

в том числе и потому, что не представлял, как 

распорядиться ими в новых условиях» [4].

Не можем не согласиться с исследователем: 

ответственность за то, что благодатный для оте-

чественной прессы период, уникальный в своём 

роде не только для российской, но и для мировой 

истории СМИ, оказался «Эпохой Великих, но 

Упущенных возможностей», лежит не только на 

государстве, но и на самих журналистах. Следую-

щие периоды новейшей истории российских газет 

оказались уже временем Упадка. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Засурский И.И. Масс-медиа второй рес-

публики / И.И. Засурский. – М. : Изд-во МГУ, 

1999. – 272 с. – С. 81-90.

2. Атлас муниципальной прессы Российской 

Федерации. – М. : Хроникёр, 2006. – 328 с.

3. Власть – 1991. – № 36.

4. Иваницкий В.Л. Практические методы 

достижения экономической стабильности не-

зависимых СМИ / В.Л. Иваницкий. – М., 2000. 

– 48 с. – С. 6. 

Золотухин А.А. 

Воронежский государственный университет.

к.ф.н., старший преподаватель кафедры теории и 

практики журналистики.

e-mail: zolotukin@yandex.ru

Zolotukin A.A.

Voronezh State University.

PhD, The theory and practice of journalism chair, 

Head Tutor.

   


